Робототехника 2-4 класс

АННОТАЦИЯ  к рабочей программе учебного курса  «Технология»  (робототехника)

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  

для УМК образовательной системы «Начальная школа 21 века»      

 (Приложение к ООП НОО)

Задача инновационного развития экономики требует соответствующего развития образовательной среды, в том числе развития детского технического творчества. Одной из наиболее перспективных областей в сфере детского технического творчества является образовательная робототехника, которая объединяет классические подходы к изучению основ техники и современные направления: информационное моделирование, программирование, информационно-коммуникационные технологии.

Образовательная программа «Основы робототехники» является программой научно-технической направленности.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ВВЕДЕНИЯ КУРСА "РОБОТОТЕХНИКА"

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем   рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода.

Процессы обучения и воспитания не сами по себе  развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют формы деятельности и способствуют формированию тех или иных типов деятельности.

                                                              Деятельность

Современный человек участвует в разработке, создании и потреблении огромного количества    артефактов: материалых, энергетических, информационных. Соответственно, он должен ориентироваться в окружающем мире как сознательный субъект, адекватно воспринимающий появление нового, умеющий ориентироваться в окружающем, постоянно изменяющемся мире, готовый непрерывно учиться. Понимание феномена технологии, знание законов техники, позволит младшему школьнику соответствовать запросам времени и найти своё  место в современной жизни. Особенно важно не упустить имеющийся у младшего школьника познавательный интерес к окружающим его рукотворным предметам, законам их функционирования, принципам, которые легли в основу их возникновения.

Серьезной проблемой российского образования в целом является существенное ослабление естественно - научной и технической составляющей школьного образования. Среди молодежи популярность инженерных профессий падает с каждым годом. Усилия, которые предпринимает государство, дают неплохой результат на ступенях среднего и высшего образования. Для эффективной работы в профессиональном образовании необходима популяризация и углубленное изучение естественно-технических дисциплин начиная с общеобразовательной школы. На парламентских слушаниях 12 мая 2011 года в Госдуме РФ на тему «Развитие инженерного образования и его роль в технологической модернизации России» подчеркнута необходимость преемственности инженерного образования на разных ступенях обучения, важность пропедевтики технического творчества в школьном образовании.

Курс направления внеурочной деятельности «робототехника» предназначен для того, чтобы положить начало формированию у учащихся начальной школы целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширить технический и математический словари ученика.

      Кроме этого, реализация этого курса в рамках начальной школы помогает

развитию коммуникативных навыков учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.

 ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Цель: обучение основам конструирования и программирования через поддержание мотивации ученика на изучение предметов индустриально- технологического и физико-математического профиля.

Задачи:

Образовательные:

·               организация учебной деятельности учащихся на основе современных технологий по робототехнике в области образования;

·               ознакомление учащихся с комплексом базовых технологий, применяемых при создании роботов;

·               реализация межпредметных связей с физикой, информатикой, математикой, технологией.

Развивающие:

·               развитие потребности технического творчества у обучающихся лицея;

·               развитие инженерного мышления, навыков конструирования, программирования и эффективного использования роботов;

·               развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности и изобретательности;

·               развитие креативного мышления и пространственного воображения учащихся.

Воспитательные:

·               создание сообщества увлеченных робототехникой учащихся лицея, способствующего раскрытию творческого потенциала;

·               обеспечить комфортное самочувствие ребенка;

·               освоение навыков проектного мышления и проектной работы в инженерно-технической сфере.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Данная образовательная программа имеет ряд отличий от уже существующих аналогов. Существующие программы предполагают поверхностное освоение элементов робототехники на основе конкретной модели роботов, с преимущественно демонстрационным подходом к интеграции с другими предметами. Особенностью данной программы является ориентация не на конкретных роботов, а на задачи, которые должен выполнять робот. Программа является спиральной, включая в себя четыре содержательные линии:

1               линия. Роботы в жизни, история:

2 класс. Роботы-мультфильмы;

3-4 класс. Роботы-игрушки;

2               линия. Инженерное конструирование роботов:

2    класс. Геометрические построения фигур (колесо, рычаг и т.д.);

3-4 класс. Простейшие графические модели роботов;

3               линия. Программирование:

2                                                                 класс. Ориентирование на плоскости и в пространстве;

3-4 класс. Простейшие программы;

3               линия. Практическая сборка роботов.

Сборка роботов под поставленные задачи в соответствии с компетентностями.

Преемственность учебной программы позволяет не только дать учащимся необходимые теоретические сведения, но и подвести их к систематизации, теоретическому осмыслению и обобщению уже имеющегося опыта. В ней соблюдается требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования, учитываются возрастные и психологические особенности школьников. Исследовательская деятельность учащихся по различным темам роботостроения является неотъемлемой частью данной программы, что позволяет:

·               отрабатывать систему межпредметного взаимодействия и межпредметных связей информатики, технологии, математики и физики;

·               организовать высокомотивированную учебную деятельность по пространственному конструированию, моделированию, программированию и автоматическому управлению;

·               выявить одаренных детей, обеспечив соответствующие условия для их образования и творческого развития.

Программа связана с массовыми мероприятиями в научно-технической сфере для детей (турнирами, состязаниями, конференциями), что позволяет, не выходя за рамки учебного процесса, принимать активное участие в конкурсах различного уровня. В каждом классе создается творческая группа, реализующая конкретные проекты по роботостроению.

                           ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Изучение курса предусмотрено за счет часов по внеурочной деятельности: 1 час в неделю. 2 -4- е классы групповая форма работы

Первоначальное использование конструкторов LEGO требует наличия готовых шаблонов: при отсутствии у многих детей практического опыта необходим первый этап обучения, на котором происходит знакомство с различными видами соединения деталей, вырабатывается умение читать чертежи и взаимодействовать в команде.Хочу такой сайт

В дальнейшем, обучающиеся отклоняются от инструкции, включая собственную фантазию, которая позволяет создавать совершенно невероятные модели. Недостаток знаний для производства собственной модели компенсируется возрастающей активностью любознательности обучающегося, что выводит обучение на новый продуктивный уровень.

Основным направлением курса «Робототехники» во внеурочной деятельности является проектная и трудовая деятельность младших школьников.

Основные формы и приемы работы с учащимися:

·                                Беседа.

·                                Ролевая игра.

·                                Познавательная игра.

·                                Задание по образцу использованием инструкции).

·                                Творческое моделирование (создание модели-рисунка).

·                                Викторина.

·                                Проект.

                                                МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Основная методическая установка курса — обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практической сборке и программированию роботов. Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и практических предписаний, изложенных в Интернет-ресурсах и учебном пособии для школьников. Большинство заданий выполняется с помощью роботов, персонального компьютера и программного обеспечения, входящего в комплект модели робота. Кроме индивидуальной, применяется и групповая работа. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности — авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, т.е. используется проектный метод обучения. Выполнение проектов завершается публичной защитой результатов с представлением:

·               функций и практической значимости созданного робота;

·               презентацией этапов проектирования в Power Point.

I.              Методы организации и осуществления занятий.

1.             Перцептивный акцент:

·               словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы);

·               наглядные методы (демонстрации мультимедийных презентаций, фотографии);

·               практические методы.

2.             Гностический аспект:

·               иллюстративно- объяснительные методы;

·               репродуктивные методы;

·               проблемные методы (методы проблемного изложения) дается часть готового знания;

·               эвристические (частично-поисковые) большая возможность выбора вариантов;

·               исследовательские дети сами открывают и исследуют знания.

3.             Логический аспект:

·               индуктивные методы, дедуктивные методы, конкретные и абстрактные методы, синтез и анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т.е. методы  как мыслительные операции.

4.             Управленческий аспект:

·               методы учебной работы под руководством учителя;

·               методы самостоятельной учебной работы учащихся.

 

 II.Методы стимулирования и мотивации деятельности.

1.Методы стимулирования мотива интереса к занятиям:

·               познавательные задачи;

·               учебные дискуссии;

·               опора на неожиданность;

·               создание ситуации новизны;

·               ситуации гарантированного успеха и т.д.

2.             Методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности, настойчивости:

·        убеждение;

·        требование;

·        приучение;

·        упражнение;

·        поощрение.

 

Срок обучения 3 года

Всего часов на изучение программы за год – 33 часа - 2-4-е классы.

   
робототехника 2-4 класс Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575790 Директор/Заведующий Захарова Наталья Владимировна Дата подписания документа 06.09.2021 01:53:17 (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».