Технология 1-4 класс
АННОТАЦИЯ к рабочей программе учебного курса «ТЕХНОЛОГИЯ» НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
для УМК образовательной системы «Начальная школа 21
века»
(Приложение к ООП НОО 1.10)
Рабочая программа по
технологии для 1-4 классов составлена на
основе Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, примерной основной образовательной программы начального
общего образования, основной образовательной программы начального общего
образования и на основе авторской программы Е. А. Лутцевой «Технология. 1- 4 классы».
Цель:
общее развитие, включающее в себя и
физическое развитие, и развитие психики. Под физическим развитием в данном
случае подразумеваем развитие мелкой моторики, под психическим - развитие
зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого
воображения, разных форм мышления, речи, воли, чувств.
Задачи:
-
развитие
личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.
п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического
мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности
в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
-
формирование общих представлений о мире,
созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от
открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала
технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с
природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения,
идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора
профессии;
-
формирование
первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических
знаний, овладение технологическими
приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного
труда; приобретение навыков самообслуживания;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования,
хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой
информации в словарях, каталоге библиотеки;
-
использование
приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для
творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских
(дизайнерских), технологических и организационных задач;
-
развитие
коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации
совместной продуктивной деятельности;
приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности,
сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
-
воспитание экологически разумного
отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные
стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию —
результатам трудовой деятельности
Деятельностный подход к
построению процесса обучения по технологии
является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что
способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии
человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии
общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания,
важнейшие трудовые умения и навыки. Освоение предметных знаний и приобретение
умений, формирование метапредметных
основ деятельности и становление личностных качеств осуществляются в течение всего периода обучения. В содержание
включаются задания на развитие основ
творческой деятельности.
Ценностные ориентиры содержания
учебного предмета
В начальной школе
закладываются основы технологического образования. Учащиеся предоставляется возможность получить
первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и
технико-технологической деятельности, основанной на образцах
духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники.
Изучение курса позволяет создать условия для самовыражения каждого ребенка в
его практической творческой деятельности через активное изучение простейших
законов создания предметной среды посредством освоения технологии
преобразования доступных материалов и использования современных информационных
технологий.
Предметно-практическая
среда, окружающая ребенка, является основой формирования познавательных
способностей младших школьников, стремления активно изучать историю
духовно-материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и
уважительно к ним относиться, а также способствует формированию у младших
школьников всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в
задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить
задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические
способы решения, добиваться достижения результата и т.д.).
Данный курс носит интегрированный
характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями
материального мира, объединенными общими, присущими им закономерностями,
которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в
технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная
направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении
других учебных предметов (изобразительного искусства, математики,
окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет
реализовать их в
интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает
условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Вклад учебного предмета в формирование ИКТ –
компетентности
-
Первоначальное
знакомство с компьютером и всеми инструментами ИКТ: назначение, правила
безопасной работы.
-
Первоначальный
опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио и
видеофрагментами; сохранение результатов своей работы.
-
Овладение приемами
поиска и использование информации, работы с доступными электронными ресурсами.
Место курса в учебном
плане
На изучение технологии в каждом классе
начальной школы отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 1 класс — 33 ч
(33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 34 ч (34 учебные недели). Программа
адресована
обучающимся 1-4 -х классов. Курс входит в обязательную часть учебного
плана НОО и изучается с первого по четвёртый класс.