Литературное чтение 1-4 класс
АННОТАЦИЯ к рабочей программе учебного курса «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
для УМК образовательной системы «Начальная школа 21
века»
(Приложение к ООП НОО 1.2)
Рабочая программа по
литературному чтению для 1-4 классов составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
примерной основной образовательной программы начального общего образования,
основной образовательной программы начального общего образования и на основе авторской
программы Л.А. Ефросининой «Литературное чтение. 1- 4 классы».
Изучение предмета
«Литературное чтение» при получении начального общего образования направлено на
достижение следующих целей - помочь
ребенку стать читателем:
-
подвести
к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы;
-
обогатить
читательский опыт.
Задачи
курса
«Литературное чтение»:
-
обеспечивать
полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и
специфики его литературной формы;
-
научить
учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку
зрения (позицию читателя);
-
систематически
отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными
видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
-
включать
учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить
работать в парах и группах;
-
формировать
литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как
искусства слова;
-
расширять
круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее
возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия
для формирования универсальных учебных действий.
Предмет «литературное чтение» имеет большое
значение в решении задач воспитательного
характера, в том числе и антикоррупционного воспитания в начальной школе. Литература как часть культурного
наследия знакомит с нравственно- эстетическими ценностями своего народа,
способствует формированию личностных качеств,
соответствующих национальным и общечеловеческим образцам. Освоению читателями – младшими школьниками нравственных
ценностей способствуют произведения,
изучаемые на уроках литературного чтения в различных учебно - методических
комплектах, а также система вопросов и
заданий (методический аппарат учебников),
обращенный к жизненному опыту ребенка, к его проблемам.
В течение первого года обучения учащиеся
получают нравственные представления о доброте и сострадании, об ответственности
за слабого, о сердечном отношении друг к другу и ко всему живому, о великодушии,
настойчивости и смелости. В течение
второго года обучения получают нравственные представления о любви к родному краю, малой родине, об ответственности
за родных и близких, о сердечности и совестливости.
В течение третьего года обучения учащиеся получают нравственные представления об ответственности человека за свою судьбу, о
великодушии, о защите родине, талантливости
и щедрости русского человека. В течение
четвертого года обучения учащиеся получают нравственные представления о самопожертвовании, отваге,
благородстве, об ответственности за тех, кто поверил тебе, о понятии вины человека.
Ценностные ориентиры содержания
учебного предмета
Специфика литературного чтения
заключается в том, что предметом изучения является художественная литература,
которая благодаря своей нравственной сущности оказывает огромное влияние на
становление личности учащегося: духовно - нравственное развитие, формирование
основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и
нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любовь к семье,
к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и
т.п.)
Вклад учебного предмета в формирование
ИКТ - компетентности
-
Работа с мультимедиа сообщениями ( включающими
текст, иллюстрации, аудио – и видеофрагменты ссылки).
- Анализ содержания, языковых особенностей и структуры мультимедиа сообщения;
определение роли и места иллюстративного ряда в тексте.
- Конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций,
видео – и аудио фрагментов.
- Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным
текстам.
- Презентация( письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный
ряд на компьютере.
- Поиск
информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в
том числе в контролируемом Интернете.
Место
курса в учебном плане
Курс рассчитан на 540 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 132
ч (4 ч в неделю, 33 учебных недели), во 2—4 классах — по 136 ч (4 ч в неделю,
34 учебные недели в каждом классе).
Программа адресована обучающимся 1-4 -х классов. Курс входит в
обязательную часть учебного плана НОО и изучается с первого по четвёртый класс.