Рабочая программа по учебному предмету География 6-9 класс, уровень ООО

Приложение № 25
к основной образовательной программе
основного общего образования
МБОУ СОШ №74
Приказ № 84 от 31.08.2018

Рабочая программа по учебному предмету
ГЕОГРАФИЯ
уровень основного общего образования
срок освоения 4 года
Изучение курса «География» способствует решению следующих задач:
- приобретение знаний о географических процессах и явлениях, знаний о важнейших географических событиях и явлениях и их взаимосвязи;
- овладение элементарными методами географического познания, умением работать с различными источниками географической информации;
- овладение способами деятельности: учебно-познавательной, учебно-исследовательской, информационно-коммуникативной, рефлексивной.
Освоение:
 информационной компетенции: умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунка, географических карт,
схем, умение работать с географическими справочниками и словарями в поиске необходимых знаний;
 познавательной компетенции: сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям;
творческое решение учебных и практических задач, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предлагающих
стандартное применение одного из них;
 коммуникативной компетенции: владение монологической и диалоговой речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
 рефлексивной компетенции: владение умениями совместной деятельности, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач
коллектива, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
 Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой
внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Формирование целостных представлений о географии должно осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного
осмысления географических фактов и явлений.

1

УМК
Для реализации поставленных целей и задач выбрана линия учебников по географии серии «СФЕРЫ», издательство «Просвещение»
УМК «Сфера» включает в себя для каждой ступени обучения:
 Учебник А.П.Кузнецов, Л.Е.Савельева, В.П. Дронов
 Тетрадь-практикум Н.В.Ольхова, И.В. Протасова, Л.Е.Савельева
 Тетрадь-тренажер Е.Ю. Мишняева, О.Г.Котляр, С.В.Банников
 Тетрадь экзаменатор В. В. Барабанов, С.Е.Дюкова
 Атлас
 Электронное приложение к учебнику
Данные линии учебников по географии содержат обязательный минимум образования по физической географии
Предмет «География» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах по 2 часа в неделю.
70 часов при плане 2 часа в неделю (35 учебных недель 6 – 8 класс) и 68 часов (34 учебных недели – 9 класс)
Всего - 278 часов
Расчасовка полностью соответствует учебному плану школы и обязательному минимуму содержания.
На прохождение отдельных тем было отведено следующее количество часов
6 класс
7 класс
8 класс
Введение
1
Введение
1 Географическое1
пространство России
Изображение земной
8(5)2 Природа Земли: главные
10 Природа России
поверхности и их
закономерности
использование
Развитие географических
6
Человек на планете Земля
8 Рельеф и недра
знаний о Земле
Земля – планета Солнечной
4
Многоликая планета
4 Климат
системы
Литосфера – каменная
7(2) Африка
5 Внутренние воды и моря
оболочка Земли
Гидросфера – водная
9(3) Южная Америка
6 Растительный и животный
оболочка Земли
мир

1
2

8

9 класс
Хозяйство России

28

43

Общая характеристика
хозяйства России

6

7

Промышленность

11

11

4

7

Сельское хозяйство и
агропромышленный комплекс
Сфера услуг

3

Районы России

34

7

Жирным шрифтом отмечены названия тем и общее количество часов. Обычным шрифтом вписаны названия разделов.
В скобках указаны часы, содержащие краеведческий компонент.

2

Атмосфера – воздушная
оболочка
Биосфера – оболочка жизни

9(4)

Австралия и Океания

5

Почвы

4

Европейский Север

4

5(2)

Антарктида

3

11

Европейский Северо-запад

4

Географическая оболочка –
самый крупный природный
комплекс
Резерв

8(1)

Северная Америка

6

Природно-хозяйственные
зоны
Население России

11

Центральная Россия

4

Евразия
Общечеловеческие проблемы
Резерв

15
3
2

Резерв

6

Европейский Юг
Поволжье
Урал
Западная и Восточная Сибирь
Дальний Восток
Россия в мире
Резерв

4
4
4
5
4
2
2

11

В период обучения будут проведены следующие практические работы
№
6 класс
7 класс
работы
1
Ориентирование по карте,
Сравнение географического
чтение географических карт
положения материков
2

Составление простейшего плана
местности

3

Чтение карт основных
маршрутов путешествий

4

Сравнение Земли с другими
планетами Солнечной системы

Определение степени
современного оледенения
материков

5

Объяснение географических
следствий движения Земли
вокруг Солнца и вращение
Земли вокруг своей оси
Изучение свойств минералов,

Анализ карт климатических
поясов и природных зон мира

6

Определение взаимосвязей
между строением земной коры и
поверхностью Земли
Составление обобщенной схемы
морских течений

Составление комплексной

8 класс
Определение поясного времени
для разных городов России

9 класс
Анализ карт для определения
типов территориальных структур
хозяйства
Сравнение природно-ресурсного
капитала различных районов
России
Характеристика угольного
бассейна России

Сравнительная характеристика
географического положения
России, США и Канады
Анализ административнотерриториального деления
России
Выявление взаимосвязи
Определение главных районов
строения земной коры, рельефа и размещения предприятия
полезных ископаемых
трудоемкого и металлоемкого
машиностроения
Составление макета
Определение основных районов
климатической карты по
выращивания зерновых и
заданным значениям
технических культур
Оценка климата региона России

Определение главных районов

3

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

горных пород, полезных
ископаемых
Наблюдение за объектами
литосферы, описание на
местности и по карте
Анализ карт температуры и
солености вод мирового океана

характеристики населения мира

Наблюдение за объектами
гидросферы, их описание на
местности по карте
Оценка обеспеченности
водными ресурсами разных
регионов Земли

Составление комплексной
характеристики океана

Измерение количественных
характеристик элементов погоды
с помощь приборов и
инструментов
Объяснение устройства и
применения барометра,
гидрометра, флюгера,
осадкомера
Выявление зависимости
температуры от давления
воздуха и высоты
Чтение климатических и
синоптических карт для
характеристики погоды и
климата
Описание растительного
животного мира на примере
своей местности и по картам
атласа наблюдение за
изменением почвенного покрова
Описание природных зон Земли

Составление схемы «Виды
хозяйственной деятельности»
Определение историкокультурного района мира

Описание климатических
условий территории по
климатограммам. Построение
климатограмм
Составление комплексной
характеристики страны

как фактора хозяйства и условий
жизни людей
Сравнительная характеристика
рек европейской и азиатской
части страны
Определение взаимосвязи вод
суши, рельефа и климата
Оценка обеспеченности
водными ресурсами территорий
страны
Прогнозирование изменений
органического мира при
изменениях компонентов
природного комплекса
Характеристика почвенных
ресурсов своей местности

Создание презентации по
туристическим объектам
природного района Южной
Америки
Виды хозяйственной
деятельности в природных
районах Южной Америки
Разработка маршрута
путешествия по островам
Океании

Характеристика особенностей
размещения населения в разных
природно-хозяйственных зонах

Составление описания
географического положения и
особенностей природы
Антарктиды

Сравнительная характеристика
половозрастного состава
населения регионов России

Составление картосхемы

Разработка проекта «Мой

животноводства
Анализ разных видов
районирования России
Выявление и анализ условий для
развития хозяйства
Европейского Севера
Сравнение географического
положения Западной и
Восточной Сибири
Анализ взаимодействия природы
и человека
Анализ и сравнение показателей
внешней торговли России с
показателями других стран мира

Сравнительная характеристика
природно-хозяйственных зон
Определение особо охраняемых
территорий своего района

4

17
18
19

20

21

по географическим картам
Сравнение хозяйственной
деятельности человека.

«Эндемика южных материков»
Составление географического
описания страны
Составление описания
внутренних вод Евразии
Составление сравнительной
характеристики климата
Северной Америки и Евразии
Составление обобщенной схемы
глобальных и региональных
проблем человечества
Разработка проекта по
улучшению местной
экологической обстановки

населенный пункт»
Характеристика особенностей
движения населения России

5

Формы и методы диагностики и контроля знаний, предметных и общеучебных умений учащихся.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы,
тестовые задания, сравнительные задания.
Диагностика достижений учащихся по географии проводится в различных формах: устный опрос, письменные работы, терминологические
диктанты, творческие, исследовательские, проектные работы, практикумы, уроки-дискуссии, уроки-дебаты, уроки-суды, лабораторные работы с
различными источниками информации, в форме защиты презентаций, тестирование и т.д.
В течение учебного года проводится мониторинг степени обученности учащихся по географии.
Формы итоговой аттестации: контрольная работа, защита реферата или исследовательской работы.
В 5-7 классах контрольно-обобщающие уроки проводятся в виде решения тестов, решения кроссвордов.
В 8-9 классов, контрольные работы составляются в зависимости от уровня класса, при составлении используется литература для подготовки к
экзаменам.
Тематика исследований, виды и формы проведенных работ.
6 класс*Устный ответ учащихся (полнота, правильность ответа, использование терминов, научных теорий, достижений науки, умение отвечать на
вопросы).
*Усвоение терминов и понятий (диктант).
*Навыки проектной деятельности (сформулировать цели и задачи, отвечать на вопросы, представить презентацию, защита проектных работ)
7 класс* Умение работать с текстом (составлять опорный конспект, работать с терминами, составлять таблицу по тексту, задавать вопросы и
отвечать на вопросы и т.д.)
*Усвоение терминов и понятий (диктант).
*Навыки проектной деятельности (сформулировать цели и задачи, отвечать на вопросы, представить презентацию, защита проектных работ)
8 класс*Навыки исследовательской деятельности
*Усвоение терминов и понятий (диктант)
*Навыки проектной деятельности (сформулировать цели и задачи, отвечать на вопросы, представить презентацию, защита проектных работ)
9 класс*Усвоение терминов и понятий (диктант)
*Навыки проектной деятельности (сформулировать цели и задачи, отвечать на вопросы, представить презентацию, защита проектных
работ)*Навыки работы с тестами (пробное тестирование в формате ГИА)

6

СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ГЕОГРАФИИ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:


освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения
и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах
изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;



овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социальноэкономических и геоэкологических процессов и явлений;



развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими
географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;



воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;



использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также
географической информации.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

СОВРЕМЕННЫЕ
МЕТОДЫ
ГЕОГРАФИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ.
ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и
использование в жизни людей. Геоинформационные системы.
ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Основные виды природных ресурсов, их
размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Рациональное и нерациональное природопользование.
Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Анализ карт природопользования с целью выявления
районов острых геоэкологических ситуаций.

7

НАСЕЛЕНИЕ МИРА
Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Типы воспроизводства населения3. Состав и структура населения. География
религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. Основные направления и типы миграций в мире. Географические
особенности размещения населения. Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс.
Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения.
ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. География основных отраслей
производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Мировая торговля и туризм. Основные международные
магистрали и транспортные узлы. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные
союзы. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. География мировых валютно-финан-совых отношений.
Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий. Определение международной
специализации крупнейших стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными
условиями на конкретных территориях.
РЕГИОНЫ И СТРАНЫ МИРА
Многообразие стран мира и их типы. Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, истории открытия и
освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы,
Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.
Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их
участия в международном географическом разделении труда.
РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений.
Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее
развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России.
Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение основных
направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира.

3

Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

8

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и
настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения. Проблемы
преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных
проблем человечества.
Составление простейших таблиц, схем, картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем
человечества.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен











знать/понимать
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и
динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения,
основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей;
географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в
системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении
труда;
уметь
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и
геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и
территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных
территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и
геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты,
модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики;

9





использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы
Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической
ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного
туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Требования к учащимся
В результате изучения географии ученик должен:
Знать/понимать
 Основные географические понятия и термины; различия плана глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам
картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
 Географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в
результате деятельности человека; географическую зональность и поясность.
 Географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных
территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсом и хозяйством отдельных регионов и
стран.
 Специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы,
населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и регионов.
 Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональной и глобальном уровнях; меры по
сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
Уметь
 Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
 Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных
территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала и экологических проблем.
 Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на
формирование культурных народов; районов разной специализации, центров производства различных видов продукции, основных
коммуникаций и их узлов внутригосударственных и внешнеэкономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира.
 Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и
форм ее представления.
 Определять на местности, плане и карте расстояние, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение
географических объектов.
 Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять
результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

10

 Ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определение поясного времени; чтение карт различного содержания.
 Учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий.
 Решению практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению;
принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
 Проведение самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических,
геоинформационных.

11

ПРОГРАММА из образовательной программы школы
по формированию и развитию общеучебных (метапредметных) умений

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

I.Учебно-управленческие умения
Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности.
Определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному выполнению учебной задачи.
Определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи
Определять наиболее рациональную последовательность и объем выполнения домашней учебной работы в режиме дня
Ставить общие цели самообразовательной деятельности по учебным предметам и декомпозировать их на подцели.
Определять наиболее рациональную последовательность действий по выполнению цели самообразовательной деятельности.
Соблюдать последовательность действий по выполнению цели самообразовательной деятельности.
Адаптировать основные правила гигиены учебного труда под собственные индивидуальные особенности.
Владеть различными средствами самоконтроля с учетом специфики изучаемого предмета.
Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной
деятельностью в прошлом, с установленными нормами.
Оценивать деятельность одноклассников посредством сравнения с установленными нормами, с их деятельностью в прошлом.
Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины.
Вносить необходимые изменения в содержание, объем учебной задачи, в последовательность и время ее выполнения.
II. Учебно-информационные умения
Умения работать с письменными текстами

1.
Бегло, сознательно, правильно с соблюдением необходимой меры выразительности читать художественные,
научно-популярные,
публицистические и официально-деловые тексты. Темп чтения вслух соответствует утвержденным нормам.
2. Использовать в соответствии с учебной задачей следующие виды чтения: сплошное, выборочное, беглое, сканирование; аналитическое,
комментированное; по ролям; предварительное, повторное.
Беглое чтение (динамичное, партитурное) - быстрое ознакомление с текстом в целом при большой скорости чтения
Сканирование - быстрый просмотр текста с целью поиска факта, слова, фамилии.
Аналитическое чтение - критическое изучение содержания текста с целью его глубокого осмысления, сопровождающееся выпиской фактов,
цитат, составлением тезисов, рефератов и т.д.
Предварительное чтение - чтение, в процессе которого отмечаются все незнакомые иностранные слова, научные термины, чтобы в дальнейшем
уяснить их значение по словарям и справочникам.
Повторное чтение ~ чтение текста с целью более глубокого осмысления.
3.
Уметь работать с дополнительной литературой (научно- популярной литературой, газетной и журнальной статьей, научной
монографией, художественным текстом, Интернет ресурсами).

12

4.

Составлять сложный план письменного текста.
(Сложный план - это план, включающий название значительных частейтекста, а также их смысловых компонентов).
5. Составлять на основании письменного текста таблицы, схемы для систематизации материала.
Таблица - это приведение в систему информации посредством горизонтального деления (строк) и вертикального деления (колонок, столбцов или
граф)
Схема - это условное графическое изображение, показывающее составные части объекта и связи между ними.
График — это наглядное изображение зависимости какой-либо величины от другой.
6.
Уметь использовать информационные технологии для построения схем, таблиц, диаграмм, графиков.
7.
Составлять тезисы письменного текста/(Тезис - это сжато сформулированные основные констатирующие положения текста).
8.
Составлять конспекты письменного текста,
(Конспект - это краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста).
9.
Составлять аннотацию письменного текста
(Аннотация — небольшое связное описание и оценка содержания и структуры книги или статьи)
10. Осуществлять пометки, выписки, цитирование письменного текста.
(Пометки - это надписи, записи, знаки, отмечающие важность, актуальность, неясность, несогласие и т.п.
Выписки - это копия части текста
Цитата - это выписка, наиболее полно отражающая ту или иную мысль автора).
11. Составлять рецензию письменного текста.
(Рецензия - это анализ текста, в котором рассматривается его содержание и форма, отмечаются и аргументируются его достоинства и недостатки,
делаются выводы и обобщения).Умения дать личностную оценку прочитанному.
12. Составлять реферат по определенной форме
(Реферат - это аналитический обзор или развернутая рецензия, в которой обосновываются актуальность исследуемой темы, кратко излагаются и
анализируются содержательные позиции изучаемых текстов, формулируются обобщения и выводы)
13. Осуществлять библиографическое описание книги, написанной несколькими авторами, статьи в журнале, статьи в сборнике, многотомного
издания.
14. Уметь самостоятельно изучать отдельные темы, делать выводы и обобщения по главам и разделам, критически перерабатывать и
творчески представлять информацию.
15. Владеть различными видами изложения текста.
16. Уметь вести поиск информации в библиотечном каталоге и интернет.
Умения работать с устными текстами
1. Догадываться о значении незнакомых слов или оборотов речи по контексту.
(Контекст — это законченная часть текста, в котором отдельные слова или обороты речи получают точный смысл, соответствующий их
нормативному употреблению).
2. Составлять сложный план устного текста
3. Составлять на основе устного текста таблицы, схемы, графики.
4. Составлять тезисы устного текста

13

5. Составлять конспект устного текста.
6. Осуществлять цитирование устного текста.
7. Составлять рецензию устного текста, уметь критически воспринимать свою и чужую речь, определять способы ее совершенствования.
8. Составлять доклад
(Доклад - эго устный текст, значительный по объему, представляющий собой развернутое, глубокое изложение определенной темы).
9. Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полигона: планирование совместных действии, обсуждение процесса и
результатов деятельности, интервью, дискуссии и полемик, деловой игры, тренинга.
10. Знать сетевой этикет для работы в Интернете.
Умения работать с реальными объектами как источниками информации
1. Самостоятельно осуществлять наблюдение в соответствии со следующим алгоритмом.
1. Определение цели наблюдения
2. Выбор способов достижения цели наблюдения.
3. Выбор способа регистрации полученной информации.
4. Обработка и интерпретация полученной информации.
2. Самостоятельно использовать различные виды наблюдения (структурированное и неструктурированное, полевое и лабораторное).
3. Определять, исходя из учебной задачи, необходимость использования непосредственного наблюдения, т.е. наблюдения, в процессе которого
объект прямо воздействует на органы чувств наблюдателя, или опосредованного наблюдения, т.е. наблюдения, в котором воздействие объекта на
органы чувств наблюдателя соответственно прибором.
4. Определять, исходя из учебной задачи, необходимость использованиянаблюдения или эксперимента.
(Эксперимент - это изменение объекта или воспроизведение его в специально созданных условиях с целью получения информации о его свойствах).
5. Самостоятельно формировать программу эксперимента, включающую следующие основные позиции:
1. Цель и задачи эксперимента
2. Гипотеза.
3. Способы и условия проверки гипотезы
4. Способы регистрации процесса и результатов эксперимента
5. Способы обработки и интерпретации полученной информации.
6. Самостоятельно оформлять отчет, включающий описание процесса экспериментальной работы, ее результаты и выводы: подтверждение
(опровержение) гипотезы.
7. Использовать, исходя из учебной задачи, различные виды моделирования, в том числе компьютерные модели.
Материальное (предметное) моделирование:
- физическое моделирование - эго моделирование, при котором реальный объект замещается на его увеличенную или уменьшенную копию,
позволяющую проводить изучение свойств объекта;
- аналоговое моделирование ~ это моделирование на аналогии процессов и явлений, которые имеют различную физическую природу, но одинаково
описываются формально (одними и теми же математическими уравнениями, логическими схемами и т.п.) экологическое, экономическое
моделирование
Мысленное (идеальное) моделирование.

14

- интуитивное моделирование - это моделирование, основанное на интуитивном представлении об объекте исследования, не поддающемся или не
требующем формализации.
- знаковое моделирование – это моделирование, использующее в качестве моделей знаковые преобразования какого-либо вида: схемы, графики,
чертежи, формулы, набор символов и т.д.).
IV Коммуникативные умения и навыки
1. Умение правильно формулировать и предъявлять тезис.
2. Понимание основной коммуникативной цели.
3. Умение выразить свою позицию.
4. Знание структуры аргументированной речи.
5. Умение сохранять основную мысль на протяжении всего текста.
6. Умение использовать разные виды примеров.
7. Соблюдение закона «достаточного основания» для убедительности рассуждения.
8.
Убедительность аргументов и их соответствие тезису.
9.
Умение выразить свою позицию.

15

Критерии оценивания
КРИТЕРИИ
ОЦЕНИВАНИЯ Критерии
1.
Организация
ответа
(введения, основная часть,
заключение)

5 (отл.)

4 (хор.)

3 (уд.)

2 (неуд.)

Удачное исполнение правильной
структуры
ответа
(введение
–
основная часть – заключение);
определение
темы;
ораторское
искусство (умение говорить)

Исполнение структуры ответа, но
не всегда удачное; определение
темы;
в
ходе
изложения
встречаются
паузы,
неудачно
построенные
предложения,
повторы слов

Неумение
сформулировать
вводную часть и выводы; не может
определить даже с помощью
учителя, рассказ распадается на
отдельные фрагменты или фразы

2.Умение анализировать и
делать выводы

Выводы опираются на основные
факты и являются обоснованными;
грамотное сопоставление фактов,
понимание ключевой проблемы и ее
элементов;
способность
задавать
разъясняющие вопросы; понимание
противоречий между идеями

3.Иллюстрация
мыслей

Теоретические
положения
подкрепляются
соответствующими
фактами
Отсутствуют фактические ошибки;
детали
подразделяются
на
значительные
и
незначительные,
идентифицируются
как
правдоподобные,
вымышленные,
спорные,
сомнительные;
факты
отделяются от мнений
Выделяются
все
понятия
и
определяются наиболее важные; четко
и полно определяются, правильное и
понятное описание

Некоторые
важные
факты
упускаются,
но
выводы
правильны; не всегда факты
сопоставляются
и
часть
не
относится к проблеме; ключевая
проблема выделяется, но не всегда
понимается глубоко; не все
вопросы
удачны;
не
все
противоречия выделяются
Теоретические
положения
не
всегда
подкрепляются
соответствующими фактами
Встречаются ошибки в деталях или
некоторых фактах; детали не
всегда
анализируется;
факты
отделяются от мнений

Отсутствие некоторых элементов
ответа; неудачное определение
темы или ее определение после
наводящих вопросов; сбивчивый
рассказ,
незаконченные
предложения и фразы, постоянная
необходимость в помощи учителя
Упускаются важные факты и
многие
выводы
неправильны;
факты
сопоставляются
редко,
многие из них не относятся к
проблеме; ошибки в выделении
ключевой
проблемы;
вопросы
неудачны или задаются только с
помощью учителя; противоречия не
выделяются
Теоретические положения и их
фактическое
подкрепление
не
соответствуют друг другу
Ошибки в ряде ключевых фактов и
почти во всех деталях; детали
приводятся, но не анализируются;
факты не всегда отделяются от
мнений, но учащийся понимает
разницу между ними
Нет разделения на важные и
второстепенные
понятия;
определяются, но не всегда четко и
правильно; описываются часто
неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет
определений понятий; не могут
описать
или
не
понимают
собственного описания

своих

4.Научная
корректность
(точность в использовании
фактического материала)

5.Работа
с
понятиями

ключевыми

Выделяются важные понятия, но
некоторые другие упускаются;
определяются четко, но не всегда
полно; правильное и доступное
описание

Большинство
важных
фактов
отсутствует, выводы не делаются;
факты
не
соответствуют
рассматриваемой проблеме, нет их
сопоставления; неумение выделить
ключевую
проблему
(даже
ошибочно); неумение задать вопрос
даже с помощью учителя; нет
понимания противоречий
Смешивается теоретический и
фактический материал, между ними
нет соответствия
Незнание фактов и деталей,
неумение анализировать детали,
даже если они подсказываются
учителем;
факты
и
мнения
смешиваются и нет понимания их
разницы

16

Методические подходы к преподаванию географии
Приоритетными технологиями, используемыми учителем в образовательном процессе являются:
1. Технологии личностно-ориентированного образования
2. Технологии проблемного обучения
3. Информационно-коммуникационные технологии
4. Здоровьесберегающие технологии.
При проведении уроков используются:
изучающее, аналитическое, творческое, комментированное, выразительное
чтение,
выборочный, краткий, творческий пересказ текста,
разные виды анализа текста (проблемный, анализ отрывка, комплексный,
сравнительный и др.),
эвристическая беседа,
проблемная дискуссия,
учебный диалог и полилог,
развернутый ответ на вопрос,
эссе,
мини-исследование

тестирование,
реферативное сообщение,
рецензия,
отзыв,
конспектирование,
тезирование,
составление плана
составление таблицы
решение проблемных задач

Предполагаемый результат
1. Освоение учащимися разных социальных ролей.
2. Активное участие молодежи в общественной жизни.
3. Участие в реализации социальных проектов.
4. Приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни.
5. Развитые умения в поиске информации с использованием различных источников.
6. Овладение правилами общественной полемики, цивилизованного диалога в обществе.
7. Способность противостоять манипулированию, рационально обосновывать свою точку зрения.
8. Знание и использование правовых механизмов защиты прав и свобод.
Предметная составляющая образованности отражается
*в знании и понимании изучаемого текста, терминов
*в умении характеризовать социальные объекты и процессы ( указывать свойственные им значимые признаки) *в сформированном навыке выделять
важнейшие вопросы, проблемы общественного развития и понимать их взаимосвязь, подробно и кратко их анализировать
*в умении сравнивать социальные объекты и процессы

17

*в умении оценивать различные социальные объекты, выделять оценочные суждения *в умении создавать тезисы, конспекты на основе 1 или
нескольких источников, аннотации, рецензии, рефераты, эссе, творческие работы
* выделять главную мысль текста, составлять план, тезисы;
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности проявляется
*в овладении разными видами и формами речевой деятельности, культурой речи и прав ильным речевым поведением,
*в сформированных общеинтеллектуальных навыках (наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, абстрагировать,
синтезировать, выделять главное, доказывать, опровергать, ставить проблемы и решать их, развивать логику мысли и речи, представлять свою
позицию и точку зрения на проблему)
*в умении грамотно анализировать и интерпретировать текст, целенаправленно работать с источниками и учебным текстом,
*в умении осваивать и перерабатывать информацию, доводить смысл содержания переработанной информации до других,
*в умении построить развернутый ответ на вопрос, вести учебный диалог, полилог, дискуссию, беседу
*в сформированных навыках публично выступать.
Ценностно - ориентированная составляющая образованности проявляется
в умении ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей,
в овладении читательской культурой и культурой общения, в способности к самоанализу и самооценке,
в умении смотреть на себя со стороны,
в готовности отвечать за свои слова и поступки,
в признании прав других людей на иное мнение и другой способ самовыражения,
в выработке личного отношения к явлениям окружающего мира
.в принятии практических решений и действий

18

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение программы
№ п/п

Наименование

Количество

1

ПК

1

2

Принтер

1

3

Сканер

1

4

Телевизор

1

5

Видеомагнитофон

1

6

DVDплеер

1

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ПО ГЕОГРАФИИ
География , электронное приложение УМК «СФЕРЫ». 6-9 класс. [Электронный ресурс].
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки географии Кирилла и Мефодия» 6 – 9 класс.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Основные Интернет-ресурсы
http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации http://www.mon.gov.ru - официальныйсайт Министерства
образования и науки РФ http://www.edu.ru - федеральный портал «Российское образование» http://www.school.edu.ru - российский общеобразовательный
Портал http://www.ege.edu.ru - портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://www.fsu.edu.ru - федеральный совет по учебникам МОиН РФ http://www.ndce.ru - портал учебного книгоиздания
http ://www. vestnik. edu.ru - журнал Вестник образования»
http://www.school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.apkpro.ru - Академия повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования
http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение»
http://www.history. standart. edu.ru - предметный сайт издательства «Просвещение» http ://www.prosv. -ipk.ru - институт повышения квалификации

19

Издательства «Просвещение»
http://www. 1 september.ru - издательство «Первое сентября» http://vvww.som.fio.ru - сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение
методистов
http://www.it-n.ni - российская версия международного проекта Сеть творческих учителе
http ://www. standart.edu.ru - государственные образовательные стандарты

20

6 КЛАСС
№
п/п

Дата

Тема урока

Краеведческий
компонент

Основные
термины и
понятия

Практические
работы

Домашнее
задание
(стр.)

Примечание

Введение
1
2
3

4

5

6

7

Что такое география
Изображение земной поверхности и их использование (8 часов)
Виды изображения земной
Карта, план, ГИС,
поверхности
условные знаки,
линейные и
Масштаб
Определение
площадные знаки,
расстояний по
масштаб, экватор,
плану своей
параллели,
местности
меридианы,
Условные значки плана и карты,
Ориентирование
географическая
их сходство и различия
по карте, чтение
широта,
географических
Практическая работа №1
географическая
карт
долгота,
Градусная сетка и географические Географическая
ориентирование,
координаты
карта.
съемка местности,
Определение
картография.
расстояний,
направлений от
своего
населенного
пункта до
крупных городов,
от школы до
своего дома
Параллели и меридианы
Определение
географических
координат своего
населенного
пункта
Ориентирование
Ориентирование

Не задано
8-9

8-9

10-11

12-13

12-13

14-15

21

на местности и
по плану.
Определение
сторон
горизонта,
направлений по
плану своей
местности
8

9
10

11
12
13
14
15

16

17
18

Построение плана местности
Практическая работа №2

Составление
простейшего
плана местности

История создания карт
Развитие географических знаний о Земле (6 часов)
Представление о мире в древности
География,
Чтение карт
землепроходцы,
основных
Практическая работа №3
мореплаватели,
маршрутов
эпоха великих
путешествий
географических
География в эпоху средневековья
открытий, новый
Эпоха великих географических
свет, кругосветные
открытий
путешествия.
Значение великих географических
открытий
Географические открытия в XVIIIXIX вв
Географические исследования ХХ
в
Земля – планета Солнечной системы (4 часа)
Земля – часть Солнечной системы
Млечный путь,
Сравнение
осевое вращение,
Земли с другими
Практическая работа №4
местное время,
планетами
поясное время,
Солнечной
линия перемены
системы
дат, орбитальное
Форма и размер нашей планеты
движение,
Виды движения земли и их
Объяснения
полярные круги,
последствия
географических
тропики,
пояса
следствий
Практическая работа №5

16-17
18-20

22-23
24-25
26-27
27-29
30-33
34-35

38-39

40-41
42-45

22

освещенности.

19

20

21
22

23
24

25
26
27
28

движения Земли
вокруг Солнца и
вращение Земли
вокруг своей оси

Влияние космоса на Землю и
жизнь людей
Литосфера – каменная оболочка Земли (7 часов)
Минералы и горные породы
Породы,
Минералы, горные Изучение
слагающие
породы:
свойств
Практическая работа №6
земную кору.
магматические,
минералов,
Определение
осадочные,
горных пород,
горных пород
метаморфические,
полезных
своей местности магма, земная кора ископаемых
континентальная и
Литосфера – каменная оболочка
океаническая,
Земли
литосфера, рельеф,
Рельеф суши и дна Мирового
Изображение
океана
высот и глубин на материк, высота
абсолютная и
физических
относительная,
картах.
горы, шельф,
Выявление
изменений высот архипелаг,
своей местности горизонталь,
изобаты,
Внутренние силы, создающие
бергштрихи,
рельеф
вулканизм,
Наблюдение за
Практическая работа №7
землетрясение,
объектами
эпицентр,
литосферы,
сейсмический пояс, описание на
выветривание,
местности и по
сель, карст, эрозия. карте
Внешние силы, создающие рельеф
Человек и мир камня
Гидросфера – водная оболочка Земли (9 часов)
Гидросфера – водная оболочка
Гидросфера,
Земли
океаны, моря,
залив, пролив,
Мировой океан и его части
Анализ карт

46-47

50-51

52-53

54-57

58-59

Не задано

62-65
66-69
70-71
72-73

23

Практическая работа №8

29

Практическая работа №9

30
31
32

Движение воды в океане
Воды суши. Реки и части рек
Озера и болота

33

Подземные воды

34
35

36
37

Ледники и многолетняя мерзлота
Человек и гидросфера
Практическая работа №10

Мировой океан.
Дать описание
моря,
расположенного
недалеко от
вашей местности
Озера. Озера
своей местности
Подземные воды.
Подземные воды
своей местности.
Дать описание
родника своей
местности

цунами, течение
холодное и теплое,
прилив и отлив,
река, русло, исток,
устье, речная
система, бассейны
реки, пороги,
водопад, режим
реки, половодье,
паводок, озерная
котловина,
водохранилище,
болото, грунтовые
воды, гейзер,
ледник, покровное
оледенение,
айсберг,
многолетняя
мерзлота.

температуры и
солености вод
Мирового
океана
Наблюдение за
объектами
гидросферы, их
описание на
местности и по
карте

Оценка
обеспеченности
водными
ресурсами
разных регионов
Земли
Атмосфера – воздушная оболочка земли (9 часов)
Атмосфера – воздушная оболочка
Атмосфера,
Земли
тропосфера,
стратосфера,
Температура воздуха
Температура
Измерение
мезосфера,
воздуха. Дневной
количественных
Практическая работа №11
ход температуры амплитуда
характеристик
температур,
в своей
элементов
изотерма,
местности.
погоды с
абсолютная и
Наблюдение за
помощью

Не задано

74-75
76-78
79-81

82-83

84-85

86-87

90-91

92-93

24

38

39

40

41
42

43
44

суточными
изменениями
температуры
Влажность воздуха и атмосферные Водяной пар и
осадки
облака.
Облачность своей
местности.
Атмосферные
осадки.
Построение
диаграмм осадков
для своей
местности
Атмосферное давление и
Атмосферное
движение воздуха
давление.
Изменение
Практическая работа №12
давления в своей
местности
Различия в атмосферном давлении
на разных участках Земли
Практическая работа №13

Погода и ее предсказание
Климат и климатообразующие
факторы
Практическая работа №14

Оптические атмосферные явления
Человек и атмосфера

относительная
влажность, облака
кучевые, слоистые,
перистые,
атмосферные
осадки, изогиеты,
ветер, изобары,
пассаты, ветры
западного
переноса, прогноз
погоды, климат,
климатические
пояса,
климатограммы,
климатообразующи
е факторы, мираж,
полярное сияние,
молния, «огни
святого Эльма».

приборов и
инструментов

94-97

Объяснение
устройства и
применения
барометра,
гидрометра,
флюгера,
осадкомера
Выявление
зависимости
температуры от
давления
воздуха и
высоты

98-99

99-101

102-103
Чтение
климатических и
синоптических
карт для
характеристики
погоды и
климата

104-105

106-107
108-109

25

45
46

47
48

49

50
51

52

53

Биосфера – оболочка жизни, ее
граница
Приспособленность живых
организмов к среде обитания на
суши и в Мировом океане
Практическая работа №15

Биосфера – оболочка жизни (5 часов)
Биосфера, нектон,
планктон, бентос,
Распространение биологический
круговорот,
организмов.
метисы, мулаты,
Видовой состав
самбо, расы.
растений и
животных своей
местности

112-113
Описание
растительного и
животного мира
на примере
своей местности
и по картам
атласа

Процессы, проходящие в биосфере
Человек – часть биосферы
Человечество –
единый
биологический
вид. Определение
расового и
национального
состава своего
населенного
пункта
Экологические проблемы в
биосфере
Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс (8 часов)
Географическая оболочка Земли
Географическая
оболочка,
Территориальные комплексы
Природный
целостность,
комплекс (на
зональность,
примере своей
ритмичность, ПТК,
местности)
природные зоны,
Почва. Как особый природный
Наблюдение за
природнокомплекс
изменением
антропогенные
покрова почвы
Практическая работа №16
комплексы,
почва,
Арктические и антарктические
Описание
мелиорация,
пустыми. Безлесные пространства
природных зон
тундра, прерии,
тундры
Земли по
пампа, саванны,
географическим
Практическая работа №17
оазис.
картам

114-115

116-117

118-119

120-121
124-125
126-127

128-129

130-131

26

54
55
56

57

Леса
Степи и саванны
Пустыни и полупустыни
Практическая работа №18

Природные комплексы Мирового
океана

132-135
136-137
Сравнение
хозяйственной
деятельности
человека в
разных
природных
зонах

138-139

140-141

27

7 КЛАСС
№
п/п

1

2

3
4

5
6

7
8

9

10

11

Дата

Тема урока

Основные термины и
понятия

Практические работы

Введение
Природа Земли: главные закономерности (10 часов)
Материки и океаны на поверхности
Материк, гипотеза,
Сравнение
Земли
типы карт, рельеф,
географического
плита, платформа,
положения материков
Практическая работа №1
сейсмический
пояс,
Географическая и историко-культурная
изотерма, движение
составляющая понятия «материк» и
воздуха, воздушная
«часть света»
масса, климатические
Рельеф Земли
История формирования рельефа Земли пояса,
Определение
климатообразующие
взаимосвязей между
Практическая работа №2
факторы, водная масса, строением земной коры и
морские воздушные
поверхностью Земли
массы, географическая
Климатообразующие факторы
оболочка, круговорот
Характеристика основных и
воды, биологический
переходных климатических поясов
круговорот, природный
Земли
комплекс.
Мировой океан
Составление обобщенной
схемы морских течений
Практическая работа №3
Воды суши
Определение степени
современного оледенения
Практическая работа №4
материков
Природные зоны Земли
Анализ карт
климатических
поясов и
Практическая работа №5
природных зон мира
Природа земли: главные
закономерности. Обобщающий урок
Человек на планете Земля (8 часов)
Историко-географические
Плотность населения,
закономерности заселения человеком
городское, сельское

Домашнее
задание

Примечание

стр. 8-9
стр.10-11
стр.12-13
стр.14-17

стр.18-21
стр.22-25
стр.26-29
стр.30-33
стр.34-35
стр.36
стр.38-39

28

12
13

Земли
Численность населения Земли.
Размещение людей на планете Земля
Народы, языки, религии мира
Практическая работа №6

14

Хозяйственная деятельность людей
Практическая работа №7

15

Особенности расселения населения
Земли
Страны мира
Историко-культурные районы мира
Практическая работа №8
Человек на планете Земля.
Обобщающий урок

16
17
18

19
20
21
22

Атлантический океан
Тихий океан
Индийский океан
Северный ледовитый океан
Практическая работа №9

23

Особенности природы Африки
Практическая работа №10

24
25
26

Районирование Африки
Население африканского континента
Страны Африки. Типовая
характеристика страны. ЮАР
Египет и ДРК
Практическая работа №11

27

население, языковые
группы, народ,
религия.

стр.40-43
Составление комплексной
характеристики населения
мира
Составление схемы
«Виды хозяйственной
деятельности»

стр.44-45
стр.46-47
стр.48-49

Определение историкокультурного района мира

стр.50-51
стр.52-55
стр.56

Многоликая планета (4 часа)
Особенности природы
каждого из океанов,
рельеф дна, ресурсы.
Составление комплексной
характеристики океана
Африка (5 часов)
Особенности
Описание климатических
географического
условий территории по
положения, основные
климатограммам.
черты рельефа, деление
Построение
Африки на природные
климатограмм.
комплексы, этнический
состав Африки, народы
Африки, основные
типы хозяйственной
деятельности.
Составление комплексной
характеристики страны
Южная Америка (6 часов)

стр.58-59
стр.60-61
стр.62-63
стр.64-65
стр.66-69

стр.70-73
стр.74-75
стр.76-77
стр.78-81

29

28
29
30

Особенности природы Южной
Америки
Природные районы материка:
равнинный восток
Природные районы материка: Анды
Практическая работа №12

31

Население Южной Америки
Практическая работа №13

32
33

Страны Южной Америки. Бразилия
Венесуэла и Перу

34

Особенности природы Австралии
Практическая работа №14

35
36
37
38

Особенности природы Океании
Население Австралии и Океании
Австралийский союз
Самоа

39

Характеристика природы материка
Практическая работа №15

40
41

Освоение человеком Антарктиды
Обобщение. Сравнительная
характеристика южных материков
Практическая работа №16

42

Типичные и отличительные черты
природы Северной Америки

Особенности
географического
положения, история
освоения, основные
черты рельефа.

стр.82-85
стр.86-89
Создание презентации по
туристическим объектам
природного района
Южной Америки
Виды хозяйственной
деятельности в
природных районах
Южной Америки

стр.90-91

стр.92-93

стр.96-97
стр.94-95, 9899
Австралия и Океания (5 часов)
Особенности
Разработка маршрута
географического
путешествия по островам
положения, скрэбы,
Океании
особенности животного
мира, размещение и
плотность населения.
Антарктида (3 часа)
Географическое
положение, история
освоения, рельеф,
особенности природы и
животного мира.

Составление описания
географического
положения и
особенностей природы
Антарктиды

Составление картосхемы
«Эндемика южных
материков»
Северная Америка (6 часов)
Особенности
географического

стр.100-103
стр.104-405
стр.106-107
стр.108-109
стр.110-111
стр.112-113

стр.114-115
Не задано

стр.116-119

30

43
44
45
46
47

48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62

Равнинные районы Северной Америки
Горы Северной Америки. Особенности
природы
Освоение человеком материка
Страны Североамериканского
континента
Канада и Мексика
Практическая работа №17

положения, рельеф,
каньоны, особенности
природы,
экономическое
развитие, этнический
состав.

Евразия (15 часов)
Особенности природы материка
Особенности
географического
Практическая работа №18
положения, история
освоения, этнический
Регионы Евразии. Природа Западной
состав, народы и
части Европы
Северная Евразия. Северо-восточная и религии, рельеф,
Восточная Азия. Особенности природы особенности
экономического
Особенности природы Южной Югоразвития,
западной и Центральной Азии
климатические пояса,
Человек на евроазиатском
особенности климата.
пространстве
Страны Европы. Норвегия
Великобритания
Германия и Франция
Италия и Чехия
Страны Азии. Индия
Китай
Сравнительная характеристика Японии
и республики Корея
Турция и Казахстан
Обобщение. Сравнительная
характеристика северных материков
Практическая работа №19

стр.120-123
стр.124-125
стр.126-127
стр.128-129
Составление
географического описания
страны
Составление описания
внутренних вод Евразии

стр.130-133

стр.134-135
стр.136-137
стр.138-139
стр.140-141
стр.142-143
стр.144-145
стр.146-147
стр.148-149
стр.150-153
стр.154-157
стр.158-159
стр.160-161
стр.162-165

Составление
сравнительной
характеристики климата
Северной Америки и
Евразии

стр.166-169
Не задано

31

63

64
65

Общечеловеческие проблемы (3 часа)
Глобальные проблемы человечества
Целостность,
Составление обобщенной
ритмичность,
схемы глобальных и
Практическая работа №20
зональность, типы
региональных проблем
природных ресурсов,
человечества
глобальное потепление,
Итоговая проверочная работа
парниковый эффект.
Итоговый урок
Разработка проекта по
улучшению местной
Практическая работа №21
экологической обстановки

стр.170-173

Не задано
Не задано

32

8 КЛАСС
№ п/п
1(1)
2(1)
3(2)

4(3)

5(4)
6(5)
7(6)
8(7)

9(8)
10(1)
11(1)
12(2)
13(3)
14(4)

Дата

Тема урока

Основные термины и
понятия

Практические
работы

Введение
Тема 1. Географическое пространство России (8 часов)
Границы России
Карта, атлас,
географическое описание,
Размеры территорий. Часовые пояса
Определение
космические
снимки,
поясного времени
Практическая работа №1
экономическая зона,
для разных
окраины, цунами,
городов России
приливы, внутреннее
Географическое положение
Сравнительная
море,
местное
время,
характеристика
Практическая работа №2
поясное время, декретное
географического
время, линия перемены
положения
дат.
России, США и
Канады
Россия в мире
Освоение и изучение территории России
Районирование
Административно-территориальное
Анализ
устройство России
административнотерриториального
Практическая работа №3
деления России
Обобщение по теме «Географическое
пространство России»
Тема 2. Природа России (43 часа)
Природные условия и ресурсы
Рельеф и недра (7 часов)
Формирование земной коры на
Рельеф, платформы,
территории России
подвижные складчатые
пояса, геологическое
Рельеф
летоисчисление,
Изменение рельефа под воздействием
геохронологическая
внутренних процессов
таблица, эра, периоды,
Изменение рельефа под воздействием

Домашнее
задание
стр.5-6

Примечание

стр.8-9
стр.10-11

стр.12-15

стр.16-19
стр.20-25
стр.26-27
стр.28-29
стр.30
стр.32-33
стр.34-37
стр.38-39
стр.40-41
стр.42-45

33

15(5)

внешних процессов
Минеральные ресурсы и их
использование
Практическая работа №4

16(6)
17(7)

Земная кора и человек
Обобщение по теме «Рельеф и недра»

18(1)
19(2)
20(3)
21(4)
22(5)
23(6)
24(7)
25(8)

Географическое положение и климат
Солнечное излучение и климат
Земная поверхность и климат
Воздушные массы и их циркуляция
Атмосферные фронты
Циклоны и антициклоны
Распределение температуры воздуха
Распределение осадков и увлажнения
Климатические пояса и области
Практическая работа №5

26(9)

Климат и человек
Практическая работа №6
27(10)

28(11)
29(1)
30(2)
31(3)

молодые горы,
возрожденные горы,
платформы, щиты, плиты,
месторождение, бассейн,
минеральные ресурсы,
исчерпаем ресурсы,
неотектонические
движения, морена,
обвалы, осыпи, оползни.
Климат (11 часов)
Солнечная радиация,
суммарная радиация,
радиационный баланс,
движение воздушных
масс, атмосферный фронт,
теплый и холодный фронт,
циклон, антициклон,
испаряемость, испарение,
коэффициент увлажнения,
достаточное,
недостаточное, скудное и
избыточное увлажнение,
тип климата,
агроклиматические
ресурсы, засухи, суховеи,
пыльные бури, ураганы,
заморозки, гололед,
туман.

Выявление
взаимосвязи
строения земной
коры, рельефа и
полезных
ископаемых

стр.48-49
стр.130
стр.50-51
стр.52-53
стр.54-55
стр.56-57
стр.58-59
стр.60-61
стр.62-63
стр.64-65
Составление
макета
климатической
карты по
заданным
значениям
Оценка климата
региона России
как фактора
хозяйства и
условий жизни
людей

Обобщение по теме «Климат»
Моря
Особенности природы морей
Внутренние воды России. Реки
Практическая работа №7

стр.46-47

стр.66-67

стр.68-69

стр.130
Внутренние воды и моря (7 часов)
Внутренние воды, реки,
падение реки, уклон реки,
равнинные реки, пороги,
водопады, годовой сток,

стр.70-71
стр.72-75
Сравнительная
характеристика

стр.76-79

34

32(4)
33(5)

Озера, водохранилища, болота
Подземные воды, ледники. Многолетняя
мерзлота
Практическая работа №8
Вода и человек
Практическая работа №9

34(6)

35(7)
36(1)

37(2)

38(3)

39(1)
40(2)
41(3)

режим реки, половодье,
межень, паводок, твердый
сток, наводнение, типы
озер по происхождению,
болота и его типы,
оледенение, многолетняя
мерзлота, водные ресурсы,
вековые запасы, ежегодно
возобновляемые
водопользование,
водопотребление, система
оборотного
водоснабжения.

рек европейской
и азиатской части
страны
стр.80-81
Определение
взаимосвязи вод
суши, рельефа и
климата
Оценка
обеспеченности
водными
ресурсами
территорий
страны

Обобщение по теме «Внутренние воды и
моря»
Растительный и животный мир (3 часа)
Растительный мир
Растительное сообщество,
типы растительности,
Животный мир
Прогнозирование
лесные ресурсы, кормовые
изменений
Практическая работа №10
ресурсы, размещение
органического
животного мира,
мира при
заповедник.
изменениях
компонентов
природного
комплекса
Биологические ресурсы и человек.
Обобщение по теме «Растительный и
животный мир»
Почвы (4 часа)
Почвы и факторы их образования
Почва, гумус, перегной,
почвенный горизонт,
Основные типы почв России
горизонт вымывания и
Почвы и человек
Характеристика
вмывания,
материнская
почвенных
Практическая работа №11
порода, структура почвы,
ресурсов своей
типы почв, земельные
местности

стр.82-83

стр.84-87

стр.130
стр.88-89

стр.90-91

стр.92-93, 130
стр.94-97
стр.98-99
стр.100-103

35

42(4)

43(1)
44(2)
45(3)
46(4)
47(5)
48(6)

49(7)

50(8)

51(9)

52(10)

53(11)
54(1)
55(2)
56(3)

Обобщение по теме «Почвы»

ресурсы, земельный фонд,
мелиорация.
Природно-хозяйственные зоны (11 часов)
Природные районы и природноПТК, природное
хозяйственные зоны
(ФИЗИКОгеографическое)
Природа арктических пустынь, тундр и
районирование,
лесотундр
природные зоны России,
Население и хозяйство в тундре и
зоны арктических
лесотундре
пустынь, тундры, лесные
Природа лесных зон
зоны, южные безлесные
Население и хозяйство лесных зон
зоны, высотная поясность,
Природа лесостепей и степей
заповедник, заказник,
Население и хозяйство лесостепной и
Характеристика
памятники природы.
степной зон
особенностей
размещения
Практическая работа №12
населения в
разных природнохозяйственных
зонах
Засушливые территории России
Сравнительная
характеристика
Практическая работа №13
природнохозяйственных
зон
Горные области
Охрана природы и особо охраняемые
Определение
территории
особо
охраняемых
Практическая работа №14
территорий
своего района
Обобщение по теме «Природнохозяйственные зоны»
Тема 3. Население России (11 часов)
Численность населения
Естественный прирост
населения, языковая
Мужчины и женщины
семья, Народ, Миграция
Молодые и старые
Сравнительная

стр.130
стр.104-105
стр.106-109
стр.110-111
стр.112-115
стр.116-117
стр.118-121

стр.122-123

стр.124-125
стр.126-127
стр.128-129

стр.130
стр.132-135
стр.136-137
стр.138-139

36

Практическая работа №15

57(4)
58(5)
59(6)
60(7)
61(8)
62(9)

63(10)
64(11)
65

Народы
Языки
Религии
Размещение населения
Города России. Урбанизация
Сельское поселение и сельское население
Практическая работа №16
Миграция населения
Практическая работа №17
Обобщение по теме «Население России»
Итоговая проверочная работа

населения, типы
миграции, основная зона
расселения, религия,
урбанизация.

характеристика
половозрастного
состава населения
регионов России
стр.140-141
стр.142-143
стр.144-145
стр.146-147
стр.148-151
Разработка
проекта «Мой
населенный
пункт»
Характеристика
особенностей
движения
населения России

стр.152-153

стр.154-157
стр.158
Не задано

37

9 КЛАСС
№
урока
1(1)

2(1)

3(2)
4(3)

5(4)

6(5)
7(6)
8(1)
9(2)
10(3)
11(4)
12(5)
13(6)

Дата

Тема урока

Основные термины и
понятия

Практические
работы

Введение
Тема 1. Хозяйство России (28 часов)
Общая характеристика хозяйства (6 часов)
Особенности хозяйства России
ВВП, муниципальное
Анализ карт для
Географическое положение как фактор
образование,
определения
развития хозяйства
Географическое
типов
положение,
территориальных
Практическая работа №1
Геополитическое
структур
положение, микро
хозяйства
положение, мезо
Человеческий капитал и качество
положение, макро
населения
положение,
Трудовые ресурсы и экономически
Государственные
активное население
территории.
Природно-ресурсный капитал
Сравнение
природноПрактическая работа №2
ресурсного
капитала
различных
районов России
Производственный капитал
Обобщение по теме «Общая
характеристика хозяйства».
Промышленность (11 часов)
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) ТЭК, единая
газопроводная система,
Газовая промышленность
угольный бассейн,
Нефтяная промышленность
нефтепровод,
Угольная промышленность
Характеристика
месторождение, топливноугольного
Практическая работа №3
энергетический баланс,
бассейна России
энергоресурсы, комбинат,
Электроэнергетика
металлургическая база,
Машиностроение
Определение

Домашнее
задание
стр. 3-6

Примечание

стр.8-11,12-13

стр.14-15
стр.16-17

стр.18-19

стр.20-21
стр.86
стр. 22
стр.23-25
стр.26-29
стр.30-31
стр.32-35
стр.36-39

38

Практическая работа №4

14(7)
15(8)
16(9)
17(10)
18(11)

19(1)

20(2)
21(3)
22(4)
23(1)
24(2)
25(3)
26(4)
27(5)
28(6)
29(7)

химизация, химический
комплекс,
лесопромышленный
комплекс, наукоемкость,
трудоемкость,
металлоемкость,
специализация и
кооперирование, факторы
размещения, ВПК.

главных районов
размещения
предприятия
трудоемкого и
металлоемкого
машиностроения

Черная металлургия
Цветная металлургия
Химическая промышленность
Лесная промышленность
Обобщение по теме «Промышленность»
Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс (4 часа)
Сельское хозяйство. Растениеводство
Агропромышленный
Определение
комплекс, мелиорация,
основных
Практическая работа №5
полеводство,
районов
животноводство, звенья
выращивания
АПК, технические
зерновых и
культуры, зерновые
технических
культуры, пищевая
культур
промышленность.
Животноводство
Определение
главных районов
Практическая работа №6
животноводства
Пищевая и легкая промышленность.
Агропромышленный комплекс
Обобщение по теме «Сельское хозяйство и
агропромышленный комплекс»
Сфера услуг (7 часов)
Транспорт. Железнодорожный транспорт
Услуга,
коммуникационная
Автомобильный и воздушный транспорт
Морской и внутренний водный транспорт система, транспортный
узел, грузооборот.
Связь
пассажирооборот,
Наука и образование
социальная
Жилищное хозяйство
инфраструктура,
Обобщение по теме «Сфера услуг»
рекреационное хозяйство,
связь, виды связи, ЖКХ.

стр.40-43
стр.44-47
стр.48-51
стр.52-55
стр.86

стр.56-59

стр.60-61
стр.62-63
стр.86
стр.64-67
стр.68-71
стр.72-77
стр.78-79
стр.80-83
стр.84-85
стр.86

39

30(1)

31(1)
32(2)

Тема 2. Районы России (34 часа)4
Европейская и Азиатская части России
Практическая работа №7
Европейский Север (4 часа)
Географическое положение и особенности
природы Европейского Севера
Население Европейского севера
Хозяйство Европейского севера
Практическая работа №8

33(3)

34(4)
35(1)
36(2)
37(3)
38(4)

39(1)
40(2)
41(3)
42(4)
43(1)
4

Обобщение по теме «Европейский Север».
Европейский Северо-запад (4 часа)
Географическое положение Европейского
Северо-запада
Особенности природы Европейского
Северо-запада
Население и хозяйство Европейского
Северо-запада
Обобщение по теме «Европейский Северозапад».
Центральная Россия (4 часа)
Географическое положение и особенности
природы Центральной России
Население Центральной России
Хозяйство Центральной России
Обобщение по теме «Центральная
Россия».
Европейский Юг (4 часа)
Географическое положение и особенности

Анализ разных
видов
районирования
России

стр.88-91

стр.92-97
стр.98-99
Выявление и
анализ условий
для развития
хозяйства
Европейского
Севера

стр.100-103

стр.200
стр.104-105
стр.106-109
стр.110-115
стр.200
стр.116-117,
118-121
стр.122-123
стр.124-127
стр.200
стр.128-129,

Используются термины, изученные ранее.

40

44(2)
45(3)
46(4)

природы Европейского Юга
Население Европейского юга
Хозяйство Европейского юга
Обобщение по теме «Европейский юг».

130-133
стр.134-135
стр.136-139
стр.200
Поволжье (4 часа)

47(1)
48(2)
49(3)
50(4)

Географическое положение и особенности
природы Поволжья
Население Поволжья
Хозяйство Поволжья
Обобщение по теме «Поволжье».

стр.140-141,
142-145
стр.146-147
стр.148-151
стр.200
Урал ( 4 часа)

51(1)
52(2)
53(3)
54(4)

55(1)

56(2)
57(3)
58(4)
59(5)

60(1)
61(2)

Географическое положение и особенности
природы Урала
Население Урала
Хозяйство Урала
Обобщение по теме «Урал».
Западная и Восточная Сибирь (5 часов)
Географическое положение Западной и
Сравнение
Восточной Сибири
географического
положения
Практическая работа №9
Западной и
Восточной
Сибири
Особенности природы Западной и
Восточной Сибири
Население Западной и Восточной Сибири
Особенности хозяйства Западной и
Восточной Сибири
Обобщение по теме «Западная и
Восточная Сибирь»
Дальний Восток (4 часа)
Географическое положение и особенности
природы Дальнего Востока
Население Дальнего Востока

стр.152-153,
154-157
стр.158-159
стр.160-163
стр.200

стр.164-165,
176-177
стр.166-169,
178-181
стр.170-171,
182-183
стр.172-175,
184-187
стр.200
стр.188-193
стр.194-195

41

62(3)
63(4)

Хозяйство Дальнего Востока
Обобщение по теме «Дальний Восток»
Практическая работа №10

стр.196-199
Анализ
взаимодействия
природы и
человека

стр.200

Анализ и
сравнение
показателей
внешней
торговли России
с показателями
других стран
мира

стр.202-203

Тема 3. Россия в мире (2 часа)
Россия и мировое хозяйство
Практическая работа №11
64(1)

65(2)
66

Россия в системе мировых транспортных
коридоров. Обобщение по теме «Россия в
мире»
Итоговая проверочная работа

стр.204-206
Не задано

42

Формы и средства контроля
Часть, тема курса

Практические работы

Формы контроля

Творческие и проектные
задания

Часть 2. Региональный
обзор мира

1. Классификация крупнейших
государств мира: а) по формам
правления, б) по государственному
устройству (обучающая).

Текущее
тестирование по
теме.

Составление путеводителей,
презентаций, буклетов,
информационных листков,
сообщений, рефератов, Webстраниц по станам и регионам.

Тема 2. Зарубежная Европа

2.Обозначение на контурной карте
границ субрегионов Европы
(итоговая).
3. Разработка маршрута
туристической поездки по странам
Европы (обучающая).

Текущее
тестирование по
теме.

Составление путеводителей,
презентаций, буклетов,
информационных листков,
сообщений, рефератов, Webстраниц по станам и регионам,
разработка туристического
маршрута, картосхемы.

Тема 3. Зарубежная Азия

4. Сравнительная характеристика
экономико-географического
положения двух стран Азии
(итоговая).
5. Разработка маршрута
туристической поездки по странам
Азии (тренировочная).
6. Обозначение на контурной карте
границ субрегионов Азии итоговая).

Текущее
тестирование по
теме.

Составление путеводителей,
презентаций, буклетов,
информационных листков,
сообщений, рефератов, Webстраниц по станам и регионам,
разработка туристического
маршрута, картосхемы.

Тема 1. Политическая карта
мира

Итоговый тест за 1
полугодие по темам
«Зарубежная
Европа»,
«Зарубежная Азия»

43

Тема 4. Северная Америка

7. Заполнение таблицы
«Экономические районы США»
(итоговая).

Текущее
тестирование по
теме.

Составление путеводителей,
презентаций, буклетов,
информационных листков,
сообщений, рефератов, Webстраниц по станам и регионам.

Тема 5. Латинская Америка

8. Составление картосхемы
«Природные ресурсы субрегионов
Латинской Америки» (итоговая).
9. Разработка маршрута
туристической поездки по странам
Латинской Америки
(тренировочная).

Текущее
тестирование по
теме.

Составление путеводителей,
презентаций, буклетов,
информационных листков,
сообщений, рефератов, Webстраниц по станам и регионам,
разработка туристического
маршрута, картосхемы.

Тема 6. Африка

10. Оценка ресурсного потенциала
одной из африканских стран по
картам школьного атласа (итоговая)
11. Подбор рекламноинформационных материалов для
обоснования деятельности
туристической фирмы в одном из
субрегионов Африки (итоговая).

Текущее
тестирование по
теме.

Составление путеводителей,
презентаций, буклетов,
информационных листков,
сообщений, рефератов, Webстраниц по станам и регионам.

Тема 7. Австралия и
Океания

12. Характеристика природноресурсного потенциала Австралии
по картам атласа (итоговая).

Текущее
тестирование по
теме.

Составление путеводителей,
презентаций, буклетов,
информационных листков,
сообщений, рефератов, Webстраниц по станам и регионам.
44

Тема 8. Россия в
современном мире

13. Анализ материалов,
опубликованных в средствах массой
информации, характеризующих
место России в современном мире
(итоговая).

Текущее
тестирование по
теме.

Итоговый тест в
форме ЕГЭ за курс
11 класса.

45

Перечень учебно-методических средств обучения
Учебник: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - М.:
ООО «ТИД «Русское слово»-РС, 2008.
Дополнительная литература:
1. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. «Дайте планете шанс». Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1995
2. Гладкий Ю.Н., Соколов О.В., Файбусович Э.Л. «Экономическая и социальная география». Пособие для поступающих в
вузы. - М.: Просвещение, 1999
3. Кузнецов А.П. «Экономическая и социальная география мира» Книга для учащихся 10 классов.- М.: Просвещение, 2000
4. Карасев С.А. «Политическая карта мира». Методические рекомендации к проведению уроков. - Саратов, Лицей, 2002
5. Максаковский В.П. «Историческая география мира» Учебное пособие. - М.: Экопрос, 1997
6. Максаковский В.П. «Географическая картина мира. В 2 кн.» – М.: Дрофа, 2005
7. Родионова И.А., Холина В.Н. Пособие для поступающих в вузы в трех частях.- М.: РУДН, Уникум-центр, 1998
8. Страны мира. Энциклопедический справочник. - Смоленск, Русич,.2000
9. Шатных А.В. «Современный урок географии». Методические разработки уроков географии в 10 классе. - М.: Школьная
пресса, 2002
10. Газета «География». - М.: Изд. дом «1 Сентября», научно-методический журнал «География в школе» - М.: Школа-Пресс.
11. Политическая карта мира.
12. Политическая карта зарубежной Европы.
13. Политическая карта зарубежной Азии.
14. Политическая карта Северной Америки.
15. Политическая карта Латинской Америки.
16. Политическая карта Африки.
17. Политическая карта Австралии.
18. Административная карта Российской Федерации.
19. Экономическая карта зарубежной Европы.
20. Экономическая карта зарубежной Азии.
21. Экономическая карта Канады.
22. Экономическая карта США.
23. Экономическая карта Африки.
24. Экономическая карта Австралии
25. Экономическая карта России.
46

26. Атлас по экономической и социальной географии для 10 класса. Издательство «Дрофа», «АСТ-пресс», «Картографии и
геогдезии».

47


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».