Приложение 20 к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ СОШ №74 Приказ №84 от 31.08.2018 Рабочая программа по учебному предмету ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО уровень основного общего образования срок освоения 4 года 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоциональноценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностнозначимой ценности). 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Тема 1. Природа в изобразительном искусстве Деятельность обучающегося: Передавать конструктивные особенности природных объектов через рисование с натуры. Владеть разными графическими материалами. Выполнять объемную форму на основе наброска, зарисовки. Создавать эскиз будущего изделия декоративно-прикладного искусства по мотивам образа живой природы. Передавать позу и движения характерные для животного. Передавать симметрию природной формы с помощью оси симметрии. Учиться владеть штрихом в передаче тональности. Тема 2. Природа и творчество Деятельность учащегося: Учиться выполнять зарисовки с природных объектов. Передавать форму, структуру, пластику, характер изображаемого объекта. Придумывать оригинальные решения композиции. Создавать и детально прорабатывать объёмно-пространственные макеты. Создавать и защищать свой проект. Тема 3. Художественное творчество и его истоки Деятельность учащегося: Выполнять несколько зарисовок, набросков одного предмета с разных сторон. Уметь объяснять задуманный художественный образ. Передавать настроение в работе. Понимать, что в основе любого художественного проекта лежат многочисленные наброски, записи, размышления, искания, пробы. Тема 4. Художественное творчество и его истоки Деятельность учащегося: Передавать в графическом произведении-иллюстрации-смысл самостоятельно созданного трехстишия и его эмоциональное звучание. Работать в смешанной технике, подражая японским художникам. Создавать композицию плаката с соблюдением всех правил изображения. Тема 5. Искусство театра Деятельность учащегося: Создавать эскиз оформления сцены и задника. Передавать в эскизе эмоционально-смысловое содержание литературного или музыкального произведения. Передавать глубину пространства в плоскостном изображении. Самостоятельно создавать эскиз театрального костюма. Создавать эскиз театральной маски для персонажа сказки. Передавать в маске характер героя, правильно распределять детали, соблюдая пропорции лица. Работать в технике отрывной аппликации. Создавать афишу к школьным праздникам, спектаклям, событиям, памятным датам. Создавать к празднику пригласительный билет, продумывая оригинальное рельефное или объемное конструктивное решение. Тема 6. Композиция и ее роль в искусстве Деятельность учащегося: Создавать глубинно-пространственную композицию, работая в смешенной технике: с готовыми формами, бумагой, гуашью, акварелью. Создавать в технике бумажной пластики объёмно-пространственную композицию. Решать задачи композиции с помощью выразительных средств искусства: динамики, статики, симметрии, асимметрии, ритма Тема 7. Мироздание и искусство Деятельность учащегося: Передавать трёхмерное изображение пейзажа на плоскости. Создавать графические композиции по мотивам работ художников. Понимать и уметь объяснять кодовые цепочки древних мифов. Самостоятельно создавать кодовые цепочки. Передавать в разных кодах единство мира, сохраняя преемственность при переходе от одного образа к другому. Понимать значение строительства вокруг церкви домов, бань, овинов, гумна и др. Пониматьвзаимосвязь жизни деревни и окружающей природы. Находить черты сходства и различия в экстерьере и интерьере храмов, их убранстве. Тема 8. История и искусство Деятельность учащегося: Передавать в иллюстрациях содержание художественного текста. Создавать эскизы костюма. Отображать народное и традиционное в современном костюме. Соблюдать пропорции фигуры человека, соотношение размеров головы, рук и ног с общим решением силуэта. Создавать эскиз герба. Видеть, находить и уметь объяснять символы, использованные художниками в их произведениях. № П/П 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс (35 часов) Раздел Количество часов в учебном году 1. 2. 3. 4. 5. 6. Глава 1. Человек, природа, культура как единое целое. Глава 2. Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве. Глава 3. Путешествие в мир искусства Древней Греции. Глава 4. Былинная Русь и следы язычества в русской культуре. Глава 5. Народное декоративно-прикладное искусство. Глава 6. Проекты и исследования. Итого: 4 7 5 8 10 1 35 часов 6 класс (35 часов) № П/П 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Итого: Раздел Введение. История развития представлений человека о мироздании. Глава 1. Мифология в народном творчестве. Глава 2. Мир архитектуры. Глава 3. Искусство в интерьере дворянской усадьбы. Глава 4. Портрет в искусстве. Глава 5. Натюрморт. Глава 6. Художественно-промышленное производство в культуре России. Глава 7. Книга как произведение искусства. Глава 8. Малые формы в графике. Глава 8. Проекты. Глава 9. Великие имена в искусстве. Количество часов в учебном году 6 5 3 3 4 4 3 3 2 2 35 часов 7 класс (35 часов) № П/П 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Раздел Глава 1. Природа в изобразительном искусстве. Глава 2. Природа и творчество. Глава 3. Художественное творчество и его истоки. Глава 4. Художественное творчество и его истоки. Глава 5. Искусство театра. Глава 6. Композиция и ее роль в искусстве. Глава 7. Мироздание и искусство. Количество часов в учебном году 4 3 3 3 6 3 5 8. Глава 8. История и искусство 9. 10. Глава 9. Проекты. Глава 10. Великие имена в искусстве. Итого: 4 2 2 35 часов 8 класс № П/П Раздел 1. 2. Глава 1. Введение Глава 2. Художественные представления о мире. Глава 3. Азбука искусства. 3. Итого: Количество учебных часов в год 1 14 20 35 часов