Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Урало-сибирская роспись (8-12 лет)

1

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

Учебно-тематическое планирование

5

Содержание изучаемого курса

6

Мониторинговая карта освоения программы внеурочной деятельности

9

Методическое оснащение курса

10

Материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности

11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

12

ПРИЛОЖЕНИЯ

13

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
Федерального

программа

составлена

государственного

в

соответствии

образовательного

с

требованиями

стандарта

начального

общего образования.
Программа разработана на занятий с детьми младшего школьного
возраста в объеме 2 часа в неделю и рассчитана на поэтапное освоение
материала на занятиях во внеурочной деятельности.
Декоративное творчество является составной частью художественноэстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно
наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию
художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения.
Включение ребенка в различные виды художественной деятельности на основе
материалов народного творчества является одним из основных условий
полноценного

эстетического

воспитания

ребенка

и

развития

его

художественных и творческих способностей. Для Уральца большой интерес
представляют декоративные росписи Урала. Лучшие произведения народного
искусства впечатляют своим совершенством, простотой и краткостью и,
несомненно, вызывают эстетические чувства.
Цель программы: формирование у учащихся художественной культуры
как

составной

части

материальной

художественно-творческой

и

активности,

духовной

культуры,

развитие

овладение

образным

языком

декоративно - прикладного искусства, развитие эстетических чувств.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
1.

раскрыть истоки народного творчества;

2.

знакомить

с

основами

знаний

в

области

композиции,

формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
3.

формировать образное, пространственное мышление и умение

выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
4.

совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными

инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов
3

5.

пробуждать любознательность в области народного, декоративно-

прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры.
Содержание

программы нацелено

на активизацию

художественно-

эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его
возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей,
формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во
внеурочное время.
В процессе реализации программы используются разнообразные формы
проведения:

практическое занятие, выставка, мастер-классы, презентация

творческих работ.
Планируемые результаты освоения курса:
Познавательные:
1. знать особенности и историю Урало-сибирской росписи; правила
составления композиции; основы цветоведения; этапы работы над
изделием;
2. уметь выполнять основные элементы и мотивы росписи; составлять эскиз
композиции; правильно работать над созданием изделия.
Личностные:
1. знать особенности и историю Урало-сибирской росписи; правила
составления композиции; основы цветоведения; этапы работы над
изделием;
2. уметь выполнять основные элементы и мотивы росписи; составлять эскиз
композиции; правильно работать над созданием изделия.
Метапредметные результаты:
1.

уметь оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие

задачи;
2.

сравнивать, анализировать и обобщать информацию.

4

Учебно-тематическое планирование
Разделы и темы
I. Введение
1.Вводное занятие.
Искусство росписи на
Урале
2. Орнамент, композиция и
цвет в росписи
3. Элементы росписи,
отработка приемов росписи.
4. Варианты разживки.
Отработка приемов
росписи.
5. Элементы росписи с
разживкой. Отработка
приемов росписи.

Количество часов
Всего
Теория Практика
13
1
12

Формы
организации
Беседа

1

1

-

3

-

3

3

-

3

3

-

3

Беседа, мастер –
класс

3

-

3

Мастер - класс

21

1

20

4

-

4

Мастер-класс

4

-

4

Мастер-класс

4

-

4

Мастер-класс

4

-

4

Мастер-класс

4

-

4

Мастер-класс

1
17

1
2

14

4

1

3

Беседа, мастер класс

4

-

4

Мастер класс

4

-

4

Мастер - класс

4

1

3

Мастер - класс

1
17

1

9

Выставка

1. Создание изделия. Этапы
и особенности работы.

3

1

-

Творческий
проект

2. Эскиз к изделию плоской
формы.

3

1

Творческий
проект

3.Роспись изделия плоской

3

3

Мастер - класс

II. Мотивы Уралосибирской росписи
1. Выполнение мотива
«Листочек»
2. Выполнение мотива
«Цветок»
3. Выполнение мотива
«Яблоки»
4. Выполнение мотива
«Птица»
5. Выполнение мотива
«Лев»
6. Выставка работ
III. Композиция
1. Выполнение простых
композиций на основе
образцов.
2. Создание собственных
простых композиций
3. Выполнение сложных
композиций на основе
образцов.
4. Создание собственных
сложных композиций
5. Выставка работ
IV. Изделия

Беседа, мастер класс
Беседа, мастеркласс

Выставка

-

5

Дата

формы (разделочная доска)
4. Эскиз к объемному
изделию

3

-

1

Творческий
проект

5. Роспись объемного
изделия (кувшин, чашка)

4

-

4

Творческий
проект

5.Выставка работ

1

-

Выставка

6

Содержание изучаемого курса
I. Введение
Тема 1. Вводное занятие «Искусство росписи на Урале». Правила
поведения на занятиях
Роль росписей в жизни человека. Ознакомление детей с особенностями
занятий в кружке. Инструктаж по технике безопасности в кабинете
изобразительного искусства и правила работы с инструментами и материалами.
Тема 2. Композиция, орнамент и цвета Урало-сибирской росписи
Особенности композиции, орнамента росписи. Основные используемые
цвета и их сочетания в Урало-сибирской росписи.
Тема 3. Элементы росписи. Отработка приемов росписи
С-, S- и O-образные элементы росписи. Инструкция по выполнению,
отработка выполнения детьми.
U-образный элемент и элемент «Змейка». Инструкция по выполнению,
отработка приема детьми.
Тема 4. Варианты разживки. Отработка приемов росписи
Роль, цвета и варианты разживки. Инструкция по выполнению, отработка
приема детьми.
Тема 5. Элементы росписи с разживкой. Отработка приемов росписи.
Способы украшения элементов разживкой. Инструкция по выполнению,
отработка приема детьми.
II. Мотивы Урало-сибирской росписи
Тема 1. Выполнение мотива «Листочек»
Варианты выполнения и значение мотива в росписи. Пед. показ по
выполнению мотива. Самостоятельное выполнение мотива, отработка приемов.
Тема 2. Выполнение мотива «Цветок»
Значение мотива в росписи. Пед. показ по выполнению мотива.
Самостоятельное выполнение мотива, отработка приемов.
Тема 3. Выполнение мотива «Яблоки»
7

Значение мотива в росписи. Пед. показ по выполнению мотива.
Самостоятельное выполнение мотива, отработка приемов.
Тема 4. Выполнение мотива «Птица»
Варианты и значение мотива в росписи. Пед. показ по выполнению
мотива. Самостоятельное выполнение мотива, отработка приемов.
Тема 5. Выполнение мотива «Листочек»
Варианты и значение мотива в росписи. Пед. показ по выполнению
мотива. Самостоятельное выполнение мотива, отработка приемов.
Тема 6. Выставка творческих работ.
Организация выставки. Анализ работ, разбор достоинств и недостатков.
Повторение и подведение итогов раздела.
III. Композиция
Тема 1. Выполнение простых композиций на основе образцов
Актуализация знаний по особенностям композиции. Демонстрация
простых композиций Урало-сибирской росписи. Самостоятельное выполнение
композиции по образцу.
Тема 2. Создание собственных простых композиций
Демонстрация

простых

композиций

Урало-сибирской

росписи.

Самостоятельное создание эскиза, выполнение композиции.
Тема 3. Выполнение сложных композиций на основе образцов
Демонстрация

сложных

композиций

Урало-сибирской

росписи.

Самостоятельное выполнение композиции по образцу.
Тема 4. Создание собственных простых композиций
Демонстрация

сложных

композиций

Урало-сибирской

росписи.

Самостоятельное создание эскиза, выполнение композиции.
Тема 5. Выставка творческих работ.
Организация выставки. Анализ работ, разбор достоинств и недостатков.
Подведение итогов раздела.
IV. Изделия
Тема 1. Этапы и особенности создания изделия
8

Этапы и особенности работы создания изделия: эскиз, роспись, сушка,
лакировка, сушка.
Тема 2. Эскиз композиции для плоского изделия
Демонстрация

вариантов

композиций

для

плоского

изделия.

Самостоятельное создание эскиза для плоского изделия.
Тема 3. Роспись изделия плоской формы
Актуализация этапов работы над изделием. Самостоятельная работа по
росписи и лакированию изделия.
Тема 4. Эскиз композиции для плоского изделия
Демонстрация

вариантов

композиций

для

объемного

изделия.

Самостоятельное создание эскиза для объемного изделия.
Тема 5. Роспись объемного изделия
Самостоятельная работа по росписи и лакированию изделия.
Тема 6. Выставка работ
Организация выставки работ учащихся. Подведение итогов, награждение
и выдача грамот.

9

Мониторинговая карта результатов освоения программы кружка
«Урало-сибирская роспись по металлу, дереву и керамике»
Критерии
Личностные:
проявлять
интерес
к
народному
искусству
своего региона;
повышать
уровень
развитости
творческих
способностей
и
эстетических чувств.

Инструментарий
Срок
(диагностические
проведения
средства)
Умение
оценивать Анализ
творческих Сентябрь,
явления искусства и работ,
наблюдение, май
действительность.
диагностическая
Желание творчески
методика
преобразовывать мир в недописанный тезис
соответствии с
(приложение
законами гармонии.
1),художественноэкспрессивный
тест
(приложение 2)
Показатели

Предметные:
знать
особенности
и
историю Урало-сибирской
росписи;
правила
составления композиции;
основы
цветоведения;
этапы
работы
над
изделием;
уметь
выполнять
основные элементы и
мотивы
росписи;
составлять
эскиз
композиции;
правильно
работать над созданием
изделия.

Демонстрация своих
знания, отвечая на
вопросы.
Верное выполнение
элементов и мотивов
росписи
Проведение работы
над изделием в
правильной технике и
последовательности

Метапредментые:
уметь
оригинально
мыслить и самостоятельно
решать творческие задачи;
сравнивать, анализировать
и обобщать информацию;
накапливать знания и
развивать представления
об искусстве и его
истории.

Творческий
и Обобщенные занятия в Декабрь,
оригинальный подход каждом разделе
февраль,
к
выполнению
май
задания.
Сравнение и анализ
работ.
Демонстрация своих
знания, отвечая на
вопросы.

10

Анализ
творческих Декабрь,
работ, наблюдение
февраль,
май

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Иные нормативные правовые акты
1.

Письмо

Министерства

образования

и

науки

Российской

ФедерацииДепартамента общего образования от 12 мая 2011 года №03296
«Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального
государственного
образования

образовательного
–

стандарта

Текст:

начального

электронный.

–

общего
URL:

http://docs.cntd.ru/document/902321606 (дата обращения 18.03.2020).
2. Приказ

о

внесении

изменений

в

федеральный

государственный

образовательный стандарт начального общего образования: Министерство
образования и науки Российской Федерации. – Москва. 2011. – 6 с. – Текст:
непосредственный
Монографии, учебники, учебные пособия
3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование / В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов ; под ред. В. А.
Горского. – Москва : Просвещение, 2013. - 111с. – (Стандарты второго
поколения) – Текст: непосредственный.

11

ПРИЛОЖЕНИЯ
Диагностическая методика «Недописанный тезис»
Цель методики: выявление общего взгляда на понятия эстетической
культуры.
Методика выявляет общие установки по отношению к эстетической
культуре. Детям предлагалось закончить следующие тезисы (предложения):
1. Хорошая жизнь - это ….
2. Лучше всего я чувствую себя, когда ….
3. Мне хорошо, когда вокруг….
4. Мне нравится смотреть на ….
5. Я люблю ходить в ….
6. Мне нравиться на уроках ИЗО….
7. Мне нравится, когда мои работы….
8. Я вижу прекрасное (красивое) в….
Высокий уровень - ярко выраженное желание, позитивное отношение к
эстетической деятельности, интерес, проявляемый к эстетическим предметам,
объектам и явлениям окружающей действительности.
Средний уровень - недостаточно выраженное желание, позитивное
отношение к эстетической деятельности, интерес, проявляемый к эстетическим
предметам, объектам и явления окружающей действительности
Низкий уровень - характеристики находятся на предметном уровне.

12

Диагностическая методика «Художественно-экспрессивный тест»
Цель методики: определения уровня эстетических проявлений детей в
изобразительной
представлений.

деятельности,
Испытуемым

уровень

предлагаются

развития
репродукции

эмоциональных
произведений

изобразительного искусства, на которых изображены дети:
1. Серов В.А. Девочка с персиками.
2. Ренуар О. Читающая девочка.
3. Серов В.А. Портрет Мики Морозова.
На всех портретах с помощью изображения экспрессивных признаков
(мимика, пантомимика) и специфических средств живописи (цвет, линия,
композиция) отображены различные эмоциональные состояния героев.
Испытуемым предлагается рассмотреть репродукции картин и ответить
на следующие вопросы:
1. «О чем думают эти дети»?
2. «Какие они по характеру»?
3. «Какое у них настроение»?
Высокий уровень - ребенок точно уловил настроение, переданное на
картине, свободно и полно рассказывает о характере этих детей, домысливает
дальнейшие их действия, высказывает оригинальные мысли о чувствах детей;
Средний уровень - ребенок определяет, о чем думают эти дети, их
настроение, однако его суждения о картинах неуверенные, неполные,
неразвернутые;
Низкий уровень - ребенок путается в определении настроений детей,
наблюдается обобщенность суждений о восприятии им картин, эмоциональные
характеристики односложны и скупы, неопределенны.

Приложения:
Тема 1
13

14

Тема 2

Тема 3
15

Тема 4

16

Тема 5

17

Тема 6

18

Тема 7

19

Тема 8

20

Тема 9

21

Тема 10

22

Тема 11

23

Тема 12

24

Тема 13

25

Тема 14

26

27

28

Тема 15
Выполнение творческой композиции «Сказочный букет»
Варианты композиций

29

30

31

32

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».