Программа по подготовке и профессиональному развитию молодого педагога МБОУ СОШ № 74

но - У
БОУ СОШ № 74
. Н.В. Захарова
ектора МБОУ СОШ № 74

ПРОГРАММА
по подготовке и профессиональному развитию молодого
педагога
МБОУ СОШ № 74

1

Содержание
1

Особенности программы

3

2

Цели и задачи программы

3

3

Основные теоретические положения программы

4

4

Основные принципы работы с молодым педагогом

5

5

Система работы с молодым педагогом

6

6

Основные направления и формы работы с молодым педагогом

8

7

Тематический план Школы молодого педагога

9

Щ

2

1. Особенности программы
Современной образовательной организации нужен профессионально компетентный,
самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации
гуманистических ценностей на практике, к данному включению в инновационный процесс.
Однако, как показывает образовательная практика и социально-педагогические исследования,
даже при достаточно высоком уровне готовности логической деятельности личностная и
профессиональная адаптация начинающего педагога, т.е. приспособление, привыкание к
новым условиям - сложный и зачастую продолжительный процесс.
Деятельность преподавателя сложна и многогранна. В процессе ее осуществления
начинающий педагог сталкивается с определенными затруднениями: недостаточное владение
учебным материалом по преподаваемой дисциплине, отсутствие навыков владения методами
практической работы при осуществлении дифференцированного подхода к студентам,
сложности в организации воспитательной работы и т.д. Данные проблемы возникают в связи с
тем, что молодой специалист на старте педагогической деятельности знает достаточно, но
мало умеет, так как у него не сформированы профессионально значимые качества
(компетенции). Как следствие, происходит не всегда оправданный отток молодых
преподавателей, не нашедших себя в выбранной профессии.
Таким образом, актуальной становится проблема адаптации начинающего преподавателя
к своим новым профессиональным функциям.
Адаптация зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих.
Задача, стоящая перед педагогическим коллективом образовательной организации в первые
месяцы педагогической деятельности молодого специалиста, - сокращение периода адаптации
начинающего преподавателя, способствующее скорейшему включению его в выполнение
профессиональных планов и образовательных программ, созданию максимально
благоприятных условий для развития педагогического мастерства и самореализации личности.
Работа с начинающими преподавателями традиционно является одной из важных
составляющих деятельности методической службы образовательной организации. Данная
программа нацелена на решение задачи более успешной адаптации начинающих педагогов. В
ее выполнении должны участвовать администрация, педагоги высшей и первой
квалификационными категориями, социально-психологическая служба, профсоюзный
комитет и иные заинтересованные и компетентные субъекты образовательного процесса при
активной роли начинающего педагога.
2. Цели и задачи программы
Цель программы: оказание помощи начинающим педагогам в профессиональной и
личностной адаптации.
Задачи программы:
— создание условий для развития индивидуального стиля педагогической творческой
деятельности;
— оказание
помощи в изучении
и
творческом
внедрении
в учебновоспитательный процесс достижений педагогической науки и передового опыта;
— предупреждение типичных ошибок и затруднений в организации образовательного
процесса, поиск возможных путей их преодоления;
— формирование потребности в непрерывном самообразовании.

3

3. Основные теоретические положения программы
В поисках средств преодоления технократической ограниченности педагогического
образования сегодня чрезвычайно актуализируется перевод его в качественно новое
состояние, ориентированное на такой тип педагогической деятельности, который
характеризуется превращением духовного мира педагога в ведущий компонент содержания
образования, приоритетом личностно-развивающей функции в образовательной деятельности.
Интегральной целью современного педагогического образования является личность
преподавателя как субъекта профессиональной деятельности. Педагог должен выступать
субъектом как минимум четырех видов деятельности: педагогической, инновационной,
коллективного самоуправления и саморазвития. В каждой из них должны решаться
определенные типы задач, а значит, выполняться соответствующие действия.
Таблица 1
Состав профессиональных задач педагога
Виды
деятельности

Типы задач

Педагогическая

—
—
—
—

построение учебного курса в целом;
проведение занятий;
построение внеклассной работы в целом;
проведение
единичных
мероприятий;
индивидуальная работа со студентами т.д.

Инновационная

—
—
—
—

перенос инновационного опыта других педагогов;
собственная разработка новшеств;
проведение педагогических экспериментов;
передача собственного инновационного опыта и т.д.

Коллективное самоуправление

— поддержание благоприятного климата в коллективе;
— обеспечение эффективной работы групповых команд
(т.е. группы преподавателей, работающих в одной
группе и совместно анализирующих его состояние,
выявляющих проблемы и ищущих их решение);
— обеспечение эффективной работы предметных
ШМО;
— участие в выработке коллективных и решений и т.д.

•
Саморазвитие

Общекультурное,
саморазвитие.

4

профессиональное,

физическое

Решение этих задач требует от преподавателя выполнения разнообразных действий,
которые сначала выстраиваются в сознании, а затем реализуются в действительности.
Ставка сегодня должна быть сделана не столько на методику, сколько на методологию.
Преподаватель должен быть способен строить действия в разнообразных педагогических
ситуациях, опираясь на свои методологические знания.
Специфика профессиональных действий преподавателя
обусловлена
особенностями педагогической деятельности, к которым относятся:
— объект педагогической деятельности, который одновременно является и ее субъектом;
— растущий человек с неповторимой совокупностью индивидуальных качеств;
— средства педагогического труда, т.е. профессионально значимые качества и личность
преподавателя в целом;
— результат труда педагога - личность, овладевшая определенной суммой социальной
культуры и опыта.
Данные особенности профессиональной деятельности определяют методическую основу
программы главными, в которой выступают основные положения педагогической аксиологии,
педагогической антропологии, педагогической деонтологии.
Гуманистическая цель образования предполагает пересмотр его содержания: включение в
него не только новейшей научно-технической информации, гуманитарных личностно­
развивающих знаний и умений, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного
отношения к миру и человеку в нем, также системы нравственно-этических чувств.
Реализация культурно-гуманистических функций образования ставит также проблему
разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания, которые помогли бы
преодолеть безликость образования.
Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, в которой
человек рассматривается как наивысшая ценность и самоцель образования.
Ценности педагогической деятельности, став личностно значимыми, выступают как
внутренние регуляторы профессионального поведения.
Представляется целесообразным, используя основные положения педагогической
аксиологии, педагогической антропологии, педагогической деонтологии, не столько учить и
воспитывать начинающего педагога, сколько актуализировать, стимулировать его стремление
к общекультурному и профессиональному развитию, создать комфортные условия для
самодвижения.
Представленная программа делает ставку на индивидуально-творческий подход к
молодому специалисту.
4. Основные принципы работы с молодым педагогом
Принцип гуманизации.
Это принцип выражается в гуманности целей, способов, средств управления, в установлении
гуманных отношений между участниками образовательного процесса на всех этапах работы с
начинающим специалистом. Сотрудничество, сотворчество превалирует над управленческими
воздействиями, утверждая субъект - субъектные отношения.
Принцип аксиологизации.
Структурирующим элементом профессиональной компетентности преподавателя выступает
система гуманистически ценностных ориентации, которая задает вектор направленности его
поведения и деятельности.
Принцип индивидуализации.
В основе данного принципа лежит признание факта уникальности и неповторимости пути
развития каждого педагога.
Это, в свою очередь, предполагает сочетание
нерегламентированных, творческих видов деятельности с фундаментальной гуманистической
подготовкой начинающего специалиста и конструирования на их основе своего собственного
профиля образования.
5

Деятельностный принцип.
Формирование личности начинающего педагога, ее продвижение в профессиональном
развитии осуществляется не тогда, когда она пассивно воспринимает готовые знания, а когда
она включена в деятельность, т.е. сама выступает в роли исследователя. Данный принцип
определяет выбор средств и способов достижения цели, а так же тактику профессионального
совершенствования начинающего педагога.
5. Система работы с молодым педагогом
Этапы руководства профессиональным становлением молодого педагога

Педагогическое руководство профессиональным становлением педагога в первый год его
работы представляет собой не ряд отдельных, единичных воздействий, а длительный процесс
взаимодействия молодого преподавателя и администрации, коллег, коллектива
образовательной организации в целом.
Педагог, завершающий свой первый год работы, во многом отличается от пришедшего
выпускника педагогического образовательного учреждения. Он уже многое умеет и знает и
поэтому чувствует себя профессионально более уверенно. Изменения в позиции молодого
специалиста, его активности и характере контактов со студентами и коллегами дают
основания считать, что процесс адаптации проходит несколько этапов, отличающихся целями
и методами работы с начинающим педагогом.
Условно можно выделить три этапа руководства в работе с молодыми педагогами:
ознакомительный (в определенной мере диагностический), стимулирования деятельности и
итоговый.
Ознакомительный этап.

Знакомству руководителя* 0 0 с молодыми педагогами предшествует большая
подготовительная работа. Главным содержанием этой работы является создание
соответствующих условий для успешного начала профессиональной деятельности. К таким
условиям, прежде всего, относятся: обеспечение педагога полной нагрузкой, прикрепление к
нему педагога-наставника и т.д.
Первая встреча руководителя 0 0 и молодого специалиста во многом является
определяющей для всей последующей работы. Именно во время этой встречи молодой
педагог должен почувствовать, что его ждали в этом коллективе, что он нужен этой 0 0 .
Задача руководителя - в ходе беседы, знакомя новичка с историей образовательной
организацией, его традициями, выяснить планы молодого педагога, его представление о
предстоящей работе. Первая беседа закладывает основы для последующих профессиональных
контактов. Она должна показать молодому специалисту, что он может рассчитывать на
доброжелательную и квалифицированную поддержку.
До начала занятий начинающего педагога знакомят с материально - технической
базой 0 0 , показывают, какими техническими средствами, наглядными пособиями и
методическими материалами он располагает. Руководитель (в данном случае директор,
заместители, руководитель структурного подразделения) в первых беседах информируют
педагога о том, какую помощь он может получить в методическом кабинете, в институте
повышения квалификации«работников образования.
Особые волнения молодому специалисту доставляют его первые уроки. Не случайно
впечатления о них остаются часто на всю жизнь.
Руководителю нужно найти время для обстоятельного и доброжелательного
обсуждения, которое будет способствовать укреплению контактов между ним и молодым
педагогом. Если урок произвел хорошее впечатление, важно, отметив это, постараться
тактично показать начинающему специалисту, на что ему следует обратить внимание в
дальнейшей работе. Если посетивший урок ограничился лишь лестным отзывом, то
6

начинающий специалист может утвердиться во мнении, что можно меньше времени уделять
подготовке к занятиям, что ему нет необходимости учиться у старших. Если же первые уроки
неудачны, задача руководителя 0 0 - успокоить молодого педагога, объяснить ему, что
предстоит еще сделать, над чем поработать, чтобы урок получился. При этом важно сделать
акцент на положительных моментах в деятельности молодого педагога и избегать
категоричных рецептов и навязывания необходимых решений.
Первый этап педагогического руководства молодым специалистом должен привести к
возникновению определенной общности взглядов между ним и руководителем в оценке
реального состояния дел и возможных путей преодоления трудностей и закрепления успехов.
Планирование методической работы направлено на повышение психолого-педагогической
и методической культуры начинающего педагога. Здесь должно быть предусмотрено активное
участие молодого педагога в работе отделений; работа над темой по самообразованию;
систематическое ознакомление с педагогической и методической литературой и участие в ее
обсуждении.
К концу этого этапа обычно укрепляются связи между новичками и другими членами
педагогического коллектива, создается благоприятная почва для эффективного
сотрудничества молодых специалистов и опытных педагогов, предполагающего не только
передачу опыта одного поколения другому, но и их творческое взаимовлияние.
Этап стимулирования деятельности.
Данный этап нацелен на укрепление активной социально-профессиональной позиции
молодого педагога путем развития его индивидуального стиля педагогической творческой
деятельности. На этом этапе особое значение приобретают творческие контакты опытных
педагогов и молодых специалистов. Практика накопила богатый арсенал средств, с помощью
которых осуществляется педагогическое содружество педагогов разных поколений.
Руководство только тогда имеет обучающий характер, когда молодой педагог становится
активным творцом педагогического процесса. Этой цели должны служить все виды и формы
педагогического содружества. Важным средством, стимулирующим профессиональный рост
молодого педагога, является продуманная система его приобщения к опыту лучших педагогов
ОО. Целесообразно знакомить начинающих преподавателей как с опытом работы молодых
педагогов, так и с опытом педагогов - мастеров.
Одновременно с обучающими функциями на данном этапе руководстве работой молодого
специалиста возрастает роль контроля за его деятельностью. Руководители особо должны
фиксировать свое внимание на том, что нового появилось в деятельности начинающего
педагога, что и в какой мере ему удается реализовать из намеченного в индивидуальном
плане, что изменилось во взаимоотношениях со студентами, коллегами, родителями.
Очень важно уметь найти в деятельности преподавателя хотя бы крупицы нового,
интересного, полезного остальным членам коллектива и сделать это новое достоянием всех.
Подобное моральное стимулирование - важный фактор профессионального воспитания
молодого специалиста. Оно укрепляет веру в собственные силы, придает оптимистическую
направленность всей деятельности. В то же время на этом этапе, опираясь на определенные
достижения в работе начинающего педагога, руководитель может больше времени уделять
анализу неправильных, ошибочных его действий, пробуждая у начинающего специалиста
критическое отношение к себе, особенно в тех случаях, когда он не замечает своих ошибок
или не в состоянии правильно оценить ситуацию.
Одновременно с качественным преобразованием деятельности молодого специалиста
меняется его положение в педагогическом коллективе. Здесь важно, с одной стороны,
всячески подчеркивать роль и значение всего коллектива особенно опытных педагогов, в
профессиональном становлении молодого специалиста. Тем самым в его сознании
собственный профессиональный рост тесно связывается с опытом мастеров. С другой
стороны, крайне важно прислушиваться к мнениям и советам, критическим замечаниям
молодых учителей, их неприятие формализма, острое отношение к действительности может
7

стать важным условием формирования безупречного нравственного, творческого климата в
педагогическом коллективе.
Этап подведения итогов.
Чрезвычайно важный этап в жизни 0 0 и начинающего специалиста - этап подведения итогов
адаптационного периода. Он позволяет не только фиксировать уровень подготовки педагога,
результативность деятельности педагогического коллектива по его профессиональному
воспитанию, но и наметить перспективы дальнейшего развития профессионального
мастерства начинающей педагога.
6.

Основные направления и формы работы с молодым педагогом

Основными направлениями, способствующими адаптации начинающего педагога к новым
профессиональным функциям, являются: планирование и организация работы по предмету,
планирование и организация воспитательной работы с группой, работа с документацией,
работа по самообразованию, контроль за деятельностью начинающего педагога, психолого­
педагогическая поддержка.
Планирование и организация работы по предмету.
При работе в этом направлении предполагается изучение действующих государственных
программ по предмету, знакомство с авторскими программами; посещение уроков,
проводимых
преподавателями
первой
и
высшей
категорий,
с
их последующим глубоким анализом; составление календарно-тематических планов;
изучение теоретических вопросов построения современного урока и т.д.
Планирование и организация воспитательной работы с группой.
Существует значительный разрыв между планированием воспитательной работы и
эффективным, его выполнением. Эта диспропорция говорит о неумении молодых
преподавателей организовывать воспитательную работу, что свидетельствует важности
данного направления, которое включает в себя работу над следующими вопросами:
организация внеурочной воспитательной работы в группе (задачи, содержание, формы,
методы организации деятельности студентов), типичные трудности и недостатки
студенческого коллектива, постановка и решение воспитательных задач на уроке, организация
работы с родителями и т.д.
Работа с документацией.
Профессиональные педагогические учебные заведения недостаточно раскрывают вопросы
работы будущего преподавателя с документацией 0 0 . Поэтому необходимо обратить
внимание на: порядок ведения журнала теоретического и производственного обучения,
рабочими тетрадями студентов; заполнение отчетов; знакомство с нормами оценивания и т.д.
Работа по самообразованию.
Каждый педагог уникален и неповторим, а педагогическая профессия, как всякое искусство, процесс творческий. Так, данное направление способствует осмыслению начинающим
преподавателем теоретических основ педагогики и психологии и построение собственной
траектории профессиональной деятельности с учетом преподаваемой дисциплины и личных
интересов. Каждый педагог разрабатывает программу самообразования, участвует в научнопрактических конференциях (техникумовских, городских, региональных), «круглых столах»,
семинарах и т.д.
Контроль за деятельностью начинающего педагога.
Мониторинг процесса адаптации начинающего преподавателя включает в себя: посещение
уроков, проверку учебной документации, диагностику профессионального роста, проведение
срезовых работ, собеседования и консультации.
Психолого-педагогическая поддержка.
Реализация
данного
направления
программы
предусматривает
использование
психодиагностики с целью выявления возможных проблем в профессиональной деятельности
8

начинающего педагога, профессиональных ожиданий и потенциала педагогической
деятельности; изучение психологических основ построения урока; формирование
психологических основ установления коллегиальных отношений и т.д.
В процессе организации работы с начинающими преподавателями для усиления мотивации,
учета индивидуальных особенностей и построения личного плана профессиональной
адаптации необходимо использовать разнообразные формы:
-

постоянно действующий режим консультирования;
проблемно-ситуационное обучение;
теоретические семинары и семинары - практикумы;
педагогические мастерские;
мастер-классы;
научно-практические конференции;
группы взаимопосещения и поддержки;
институт наставничества;
открытый профессиональный клуб и т.д.
7. Тематический план «Школы молодого педагога»

№ занятия
1

1.

Тема занятия

Дата
проведения

Исполнители

2

3

4

Организационное занятие:
— утверждение . состава ШМП и
выбор наставников;
— вручение молодым педагогам
сентябрь
пакета
методических
рекомендаций;
— микроисследование
«Как
вы
относитесь к своей профессии?»

Заместитель
директора по УВР
Заместитель
директора по ВР

2.

— Учебный план - программа тематическое планирование поурочное планирование.
— Постановка задач урока
— Инструктаж о ведении
документации (заполнение,
ведение журналов, тетрадей,
КТП)
— Посещение уроков по плану.

3.

— Типы и вицы уроков.
— Анализ и самоанализ урока. Виды
самоанализа.
октябрь
— Модель воспитательной работы
группы.
— Посещение уроков по плану.

9

Заместитель
директора по УВР
Заместитель
директора по ВР

Сентябрь

Заместитель
директора по УВР
Заместитель
директора по ВР

4.

— Современные обучающие
технологии.
— Групповое занятие по снятию
эмоционального напряжения
«Создай себе настроение»
— Посещение уроков по плану.

5.

— Здоровьесберегающий подход в
развитии
успешности обучающегося.
— Круглый стол «Как привлечь и
удержать внимание студентов».
— Посещение уроков по плану.

6.

— Практикум «Способы
реагирования на
немотивированную агрессию».
— Посещение уроков по плану.

7.

— Компетентностный подход в
обучении
— «Профилактика синдрома
эмоционального выгорания»
— Посещение уроков по плану.

8.

— Психолого-педагогическая
культура прёподавателя - основа
гуманизации учебновоспитательного процесса.
— Имидж и репутация педагога)
— Посещение уроков по плану.

9.

Неделя молодого педагога:
— Открытые уроки.
— Внеклассные мероприятия
— Выступление молодых
преподавателей (тема по выбору)

10.

ноябрь

Заместитель
директора по УВР
Заместитель
директора по ВР

декабрь

Заместитель
директора по УВР
Заместитель
директора по ВР

январь

февраль

— Подведение итогов работы ШМП.
— Предварительное планирование
работы на следующий год.
— Анкетирование на выявление
профессиональных затруднений,
определение степени
комфортности преподавателя в
коллективе.

10

март

апрель

май

Заместитель
директора по УВР
Заместитель
директора по ВР
Заместитель
директора по УВР
Заместитель
директора по ВР

Заместитель
директора по УВР
Заместитель
директора по ВР

Заместитель
директора по УВР
Заместитель
директора по ВР
Молодые педагоги
Заместитель
директора по УВР
Заместитель
директора по ВР


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».