Рабочая программа по учебному предмету ОБЖ, уровень ООО

Приложение № 22
к основной образовательной программе
основного общего образования
МБОУ СОШ №74
Приказ №84 от 31.08.2018
Рабочая программа по учебному предмету
ОБЖ
уровень основного общего образования
срок освоения 5 лет
Общая характеристика учебного предмета
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в
процессе жизнедеятельности каждого человек. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят ущерб окружающей природной среде и обществу. В
настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80 % случаев причиной гибели людей
является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных
ситуациях, в т.ч. и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежения к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм
безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту и т.д.)
Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, требует пересмотра комплексного подхода к формированию современного уровня
культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность
жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными
ситуациями, в т.ч. с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами.
Под безопасностью жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе
социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.
Ключевая роль в формировании современного уровня безопасности принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»,
который реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде – природной, техногенной и
социальной.
Использование комплексной программы по ОБЖ под редакцией А.Т. Смирнова целесообразно, т.к.:
 наличие большого количества информационного материала (презентаций, видеофильмов) позволяет проводить уроки, соответствующие
современному уровню;
 материально-техническое оснащение кабинета ОБЖ и участие школьников в традиционных туристических слетах, олимпиадах по ОБЖ,
дополнительному образованию по программе «Школа безопасности», в военно-патриотических и спортивных соревнованиях, позволяет
полностью реализовать практическую часть программы.

В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: « Об образовании», «О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.

Требования к уровню подготовки выпускников
Планируемые результаты обучения
Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать
окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах
здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.
Рубрика «Уметь/владеть навыками» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой:
анализировать и оценивать, действовать, использовать, соблюдать и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования,
нацеленные на обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность выпускников
правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.
Освоение программы курса ОБЖ в 9 классе заканчивается написанием проектной работы или реферата.













В результате изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» ученик 9 класса должен:
основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи,
сооружение временного укрытия;
правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);
правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
правила пожарной безопасности и поведения при пожарах;
правила безопасного поведения на воде;
возможные аварийные ситуации в жилище (образовательном учреждении), причины их возникновения и правила поведения;
различные опасные и аварийные ситуации, возникающие в общественном транспорте, и правила безопасного поведения;
правила поведения в криминогенных ситуациях;
правила поведения на природе;
правила поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания;
2




























возможные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для данного района, способы оповещения о них и
правила безопасного поведения;
основные мероприятия ГО по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций;
основные хронические инфекционные заболевания, их причины и связь с образом жизни;
инфекционные заболевания и основные принципы их профилактики;
основные правила поведения для профилактики травм в повседневной жизни дома, на улице, в школе и при занятиях спортом.
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и
средствами коллективной защиты;
вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
действовать согласно установленному порядку по сигналу "Внимание всем!", комплектовать минимально необходимый набор документо в,
вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);
адекватно оценивать ситуацию на проезжей части и тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;
прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных
дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей)
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
в использовании первичных средств пожаротушения и пожарно-технического вооружения при возникновении пожара;
в оказании помощи терпящим бедствии на воде;
в определении сторон горизонта, в движении по азимуту, в разведении костра и приготовлении пищи на костре;
в выполнении мероприятий ГО по защите от ЧС мирного и военного времени, в использовании индивидуальных средств защиты;
в приёмах оказания первой медицинской помощи при остановке сердца, кровотечениях, растяжениях, укусах насекомых, при тепловом и
солнечном ударах, обморожении.
компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
3



выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
Содержание программы выстроено по трем линиям:

1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни













Здоровый образ жизни. Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье. Вредные привычки и их профилактика.
Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов). Опасные ситуации на
транспорте. Поведение пассажиров в общественном транспорте.
Пожар. Возможные причины пожара. Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения.
Опасные ситуации и правила поведения на воде. Оказание помощи утопающему.
Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др.
Использование индивидуальных средств защиты: домашней медицинской аптечки, ватно-марлевой повязки, респиратора, противогаза.
Безопасное поведение человека в природных условиях: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи,
сооружение временного укрытия.
Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами. Предельно допустимые
концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания.
Ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и правила поведения. Элементарные способы самозащиты.
Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей (в толпе, местах проведения массовых мероприятий, на
стадионах).
Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвате в качестве заложника.

2. Оказание первой медицинской помощи



Первая медицинская помощь при отравлениях, ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях.

3. Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях






Чрезвычайные ситуации природного характера и поведение в случае их возникновения.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и поведение в случае их возникновения.
Действия населения по сигналу "Внимание всем!" и сопровождающей речевой информации.
Средства коллективной защиты и правила пользования ими. Эвакуация населения.

В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового
образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
4

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного
общего образования являются:
 использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
 выделение характерных причинно-следственных связей;
 творческое решение учебных и практических задач;
 сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
 использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари,
интернет-ресурсы и другие базы данных;
 самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального
состояния;
 соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
 использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
ДЛЯ 5 – 9 КЛАССОВ

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел 1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях








Тема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

1.1. Инструктаж по охране труда для обучающихся
Инструктивное занятие по правилам пожарной безопасности и антитеррористической защищённости в образовательном учреждении, правилах
эвакуации из здания школы при возникновении чрезвычайной ситуации
1.1.1 Пожарная безопасность
Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора на причины
возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.
Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
1.2. Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного
поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и
водителя мопеда.
1.3. Безопасность в быту
5























Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его
жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту.
1.4. Безопасность на водоемах
Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и
необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само- и взаимопомощь терпящих бедствие на воде.
1.5. Опасные ситуации социального характера
Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте.
1.6. Экология и безопасность
Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия,
проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Тема 2. Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях

2.1. Подготовка к активному отдыху на природе
Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу.
Определение необходимого снаряжения для похода. Определение места для бивака и организация бивачных работ.
2.2. Активный отдых на природе и безопасность
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Подготовка и обеспечение безопасности в пеших и горных походах, при
проведении лыжных, велосипедных и водных походов.
2.3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных природных
условиях. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.
2.4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде
Автономное существование человека в природных условиях. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности
человека в природной среде при автономном существовании.
2.5. Практическая подготовка к автономному пребыванию в природной среде
Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на
местности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака и организация бивачных работ.
Разведение костра, приготовление пищи на костре, меры пожарной безопасности.
2.6. Опасные ситуации в природных условиях
Опасные погодные условия. Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой
энцефалит и его профилактика.
Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
6
























Тема 3. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций

3.1. Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций
Положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области безопасности, определяющие защищенность жизненно
важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Права и обязанности граждан в области безопасности
жизнедеятельности.
3.2. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее задачи. Гражданская оборона как составная
часть национальной безопасности страны, ее задачи и предназначение. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – федеральный орган управления в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании современного уровня культуры безопасности
жизнедеятельности у населения страны.
3.3. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение
населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.


Тема 4. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера

4.1. Чрезвычайные ситуации природного характера
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины).
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи).
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнение, сели, цунами).
Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии).
Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населения по безопасному поведению во время
чрезвычайных ситуаций.
4.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Потенциально опасные объекты. Аварии на радиационно-опасных, химически опасных, взрывопожароопасных объектах и на гидротехнических
сооружениях, их причины и возможные последствия.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время
чрезвычайных ситуаций.
4.3. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера на территории Свердловской области.
Характеристика ЧС в Свердловской области. Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, рекомендации
населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.
7




4.4. Современный комплекс проблем безопасности социального характера
Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Международный
терроризм - угроза национальной безопасности России. Наркотизм и национальная безопасность России. Защита населения от чрезвычайных
ситуаций социального характера. Правила личной безопасности в чрезвычайных ситуациях социального характера.











Тема 5. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

5.1. Наиболее опасные террористические акты
Взрывы в местах массового скопления людей. Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в
них заложников.
5.2. Правила поведения при возможной опасности взрыва
Признаки, по которым можно судить о возникновении опасности взрыва. Правила безопасного поведения, если взрыв произошел, если вас
завалило обломками стен.
5.3. Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищении
Правила поведения в случае захвата вас в заложники. Правила поведения при нападении с целью похищения. Обеспечение безопасности при
захвате самолета. Правила поведения при перестрелке.




 Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел III. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи










Тема 6. Основы медицинских знаний

6.1. Основы медицинских знаний
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека. Основные правила оказания первой медицинской
помощи при различных видах повреждений.
Средства оказания первой медицинской помощи. Медицинская (домашняя) аптечка.
Природные лекарственные средства. Перевязочные материалы, дезинфицирующие средства.
Основные неинфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни. Профилактика неинфекционных заболеваний. Наиболее часто
встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи инфекции, меры профилактики.








Тема 7. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

7.1. Правила оказания первой медицинской помощи

8


























Первая медицинская помощь при отравлении. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения
поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавшего. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы
остановки кровотечения. Оказание первой медицинской помощи при утоплении.
Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, при отморожении.
7.2. Первая медицинская помощь при остановке сердца
Реанимация. Правила проведения сердечно-легочной реанимации. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция легких способом «изо
рта в рот» или «изо рта в нос». Сочетание проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких.
7.3. Основные правила оказания первой медицинской помощи
Наиболее целесообразная последовательность оказания первой медицинской помощи.
7.4. Первая медицинская помощь при ранениях
Понятие о ране, разновидности ран. Последовательность оказания первой медицинской помощи при ранении. Понятие об асептике и
антисептике.
7.5. Правила остановки артериального кровотечения
Признаки артериального кровотечения, методы временной остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки, правила наложения
жгута.
7.6. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата
Основные виды травм опорно-двигательного аппарата и причины их возникновения. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата.
Основные правила в оказании первой медицинской помощи при травмах опорно-двигательного аппарата.
7.7. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота
Черепно-мозговые травмы, основные причины их возникновения и возможные последствия. Первая медицинская помощь. Травма груди,
причины ее возникновения, возможные последствия,
первая медицинская помощь. Травма живота, причины ее возникновения, возможные последствия, первая медицинская помощь.
7.8. Первая медицинская помощь при травмах в области таза, при повреждении позвоночника, спины
Травмы тазовой области, причины их возникновения, возможные последствия, первая медицинская помощь. Травма позвоночника, спины,
основные виды травм позвоночника,
спины, их возможные последствия. Правила оказания первой медицинской помощи.
7.9. Способы иммобилизации и переноска пострадавшего
Цель иммобилизации, возможные средства для иммобилизации. Способы переноски пострадавшего.
7.10. Первая медицинская помощь при остановке сердца
Реанимация. Правила проведения сердечно-легочной реанимации. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция легких способом «изо
рта в рот» или «изо рта в нос». Сочетание проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких.
9




7.11. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.
Сердечная недостаточность и причины ее возникновения. Общие правила при оказании первой медицинской помощи. Инсульт, основные
причины его возникновения, признаки возникновения. Первая медицинская помощь при инсульте.




8.1. Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой медицинской помощи при массовых поражениях
Основные причины возникновения массового поражения людей природного, техногенного и социального характера. Основные мероприятия,
проводимые в местах массового поражения людей (извлечение пострадавшего из-под завала; введение обезболивающих средств; освобождение
верхних дыхательных путей и др.).
 Раздел IV. Основы здорового образа жизни














Тема 8. Первая медицинская помощь при массовых поражениях



Тема 9. Здоровый образ жизни и его составляющие

9.1. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни
Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека
и общества. Социально-демографические процессы в России и безопасность государства. Особенности физического развития человека;
особенности психического развития человека; развитие и укрепление чувства зрелости, развитие волевых качеств. Социальное развитие человека
и его взаимоотношения с окружающими людьми. Формирование личности человека, значение и роль его взаимоотношений со взрослыми,
родителями, сверстниками. Взаимоотношения человека и общества. Ответственность несовершеннолетних.
9.2. Здоровый образ жизни и его составляющие
Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных
качеств. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня и его значение для здоровья. Профилактика переутомления.
Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия сохранения и укрепления здоровья. Рациональное питание. Роль
питания в сохранении здоровья человека. Роль здорового образа жизни в формировании у обучаемых современного уровня культуры в области
безопасности жизнедеятельности.


Тема 10. Факторы, разрушающие здоровье

10.1. Вредные привычки и их влияние на здоровье
Основные понятия вредных привычек. Курение, влияние табачного дыма на организм курящего и окружающих. Употребление алкоголя и его
влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркомания и ее отрицательные последствия на здоровье человека. Профилактика
вредных привычек.


Формы организации учебного процесса
При организации учебного процесса по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» используются следующие формы:
 беседа
10






практическое занятие
видео и мультимедиа занятия
исследовательская работа
групповая и индивидуальная работа

Формы организации контроля
При осуществлении контроля знаний используется:

устный опрос (фронтальный, групповой, индивидуальный)

письменная самостоятельная работа

творческий проект
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
В 5 -9 КЛАССАХ
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
КЛАССАМ
5
6
7
8
9

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел 1.
Безопасность и
защита человека в
чрезвычайных
ситуациях
Раздел II.
Защита населения
Российской
Федерации от
чрезвычайных
ситуаций

1.1. Условия безопасного поведения
учащихся
1.2. Экстремальные ситуации локального
характера и безопасность детей
1.3. Экстремальные ситуации природного
и техногенного происхождения и защита
населения от их последствий
1.4. Гражданская оборона, ее
предназначение и задачи по защите
населения от последствий чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени
1.5. Национальная безопасность России

14

3

13

16
6

3

3

1

4
22

18

14
1
11

Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел III.
Основы
медицинских знаний 2.1. Основы медицинских знаний и правила
и оказание первой
оказания медицинской помощи
медицинской
помощи
Раздел IV.
Основы здорового
2.2. Основы здорового образа жизни
образа жизни

ВСЕГО ЧАСОВ

4

6

6

6

14

4

4

4

4

4

35

35

35

35

34

УЧЕБНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ
презентации:
12

1. «Действия населения при чрезвычайных ситуациях природного характера»
2. «Действия населения при чрезвычайных ситуациях техногенного характера»
3. «Действия населения при пожаре»
4. «Действия населения при угрозе террористического акта»
5. «Мы идём в школу»
6. «Правила дорожного движения. Дорожные знаки»
7. «Правила дорожного движения. Сигналы регулировщика»
8. «Правила поведения на воде»
9. «Подручные средства пожаротушения»
10. «Виды костров»
11. «Правила поведения в походе»
12. «Десмургия»
13. «Иммобилизация»
14. «Правила оказания первой помощи»
15. «Индивидуальные средства защиты»
16. «Оружие массового поражения»
17. «Гражданская защита (оборона)»
18. «Действия населения при стихийных бедствиях»
19. «Действия населения при авариях и катастрофах»
20. «Правила поведения в жилище»
21. «Правила поведения в местах большого скопления людей»
22. «Правила поведения на общественном транспорте»
23. «Правила поведения на железнодорожном, водном, воздушном транспорте»
24. «Правила поведения при низких температурах»
25. «Структура Вооружённых Сил России»
26. «Символы воинской чести»
27. «Воинские звания»
28. «Основы здорового образа жизни»
29. «Нравственность и здоровье человека»
видеофильмы:
1. «Общие правила безопасности для школьников»
2. «Правила дорожного движения для школьников»
3. «Опасные природные явления»
13

4. «Техногенные аварии и катастрофы»
5. «Действия населения при чрезвычайных ситуациях»
6. «Гражданская защита (оборона) населения»
7. «Индивидуальные и коллективные средства защиты»
8. «Первая медицинская помощь»
9. «Если у вас ЧП»
10. «Оружие массового поражения»
11. «Если ты попал в беду»
интерактивные источники:
1. «ОБЖ. 10 класс» (издательский дом «Равновесие», М., 2004)
2. «ОБЖ 5-11 класс. Библиотека электронных наглядных пособий
(ООО 2Кирилл и Мефодий», М., 2003)
1.
2.
3.
4.
5.

материально-технические средства
Мультимедийное оборудование (компьютер, ЖК телевизор, проектор)
Учебные противогазы ГП-5
Массогабаритный макет автомата
Учебно-тренировочный комплекс «Максим-2»
Пневматические винтовки ИЖ-36

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».