Рабочая прграмма по учебному предмету предметная область Основы духовно-нравственной культуры народов России, уровень ООО

Приложение №14
к основной образовательной программе
начального общего образования
МБОУ СОШ №74
Приказ №84 от 31.08.2018

Рабочая программа по учебному предмету
предметная область «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»
уровень основного общего образования
срок освоения 0,5 года
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение предметной области ОДНКНР является обязательной. Вопросы духовно-нравственной
культуры народов России рассматриваются во внеурочной деятельности и на предметах: история,
обществознание, МХК, литература.
Изучение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должно
обеспечить:
воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей
или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в
поступках, поведении, расточительном потребительстве;
формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных
религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении
гражданского общества и российской государственности;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
формирование представлений об исторической роли традиционных религий и
гражданского общества в становлении российской государственности
2.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основы духовно-нравственной культуры народов России
В мире культуры
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов.
Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К.
Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю.
Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь че-ловека невозможна.

Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упор-ства. Законы
нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравствен-ные установки.
Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую».Представления о патриотизме в фольклоре разных
народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотиче-ских чувств в
истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.).
Деятели разных конфессий – патриоты (СергийРадонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад
народов нашей страны в победу надфашизмом. В труде – красота чело-века. Тема труда в
фольклоре разных народов (сказках,легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…».
Буддизм, ислам, христианство о труде итрудолюбии. Люди труда. Приме-ры самоотверженного
труда людей разной национальностина благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники,
колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками.
Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповед-ники на карте России. Семья –
хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия,
взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных
религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, ис-ламе, иудаизме. Взаимоотношения
членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой
коллектив.
Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры
общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Ру-си, влияние
Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их
влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особен-ности, внутреннее
убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности
православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Пер-вые столетия ислама
(VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образова-ния и науки. Вклад
мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декора-тивно-прикладное
искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламскойкультуры. Исламский
календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пя-тикнижие Моисея.Синагога –
молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги.Священная история иудеев
в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные традиции буддизма.
Распространение буддизма в России.Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри.
Искусство танка. Буддийскийкалендарь.
Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии пра-ва
гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культу-ры,
охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков.
Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из рос-сийской истории.
Известные меценаты России.
Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы,увлечения, симпатии,
радости, нравственные качества личности – составляющиедуховного мира. Куль-тура поведения
человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.Нравственные качества че-ловека.

Тематический план рабочей программы учебного курса
№
п/п

разделы

Раздел 1. В мире культуры
Величие многонациональной российской культуры
Человек – творец и носитель культуры
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
3
«Береги землю родимую, как мать любимую»
4
Жизнь ратными подвигами полна
5
В труде – красота человека
6
«Плод добрых трудов славен»
7
Люди труда
8
Бережное отношение к природе
9
Семья – хранитель духовных ценностей
Раздел 3. Религия и культура
10
Роль религии в развитии культуры
11
Культурное наследие христианской Руси.
12
Культура ислама
13
Иудаизм и культура
14
Культурные традиции буддизма
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
15
Забота государства о сохранении духовных ценностей
16
Хранить память предков
Раздел 5. Твой духовный мир
17
Что составляет твой духовный мир
Резервный час.
Всего: 17,5 часов
1
2

Количест
во часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».