Рабочая программа по учебному предмету Обществознание, уровень ООО

Приложение №12
к основной образовательной программе
основного общего образования
МБОУ СОШ №74
Приказ №84 от 31.08.2018

Рабочая программа по учебному предмету
Обществознание
уровень основного общего образования
срок освоения 5 лет
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:



использовать знания
характеристики его природы;

о

биологическом

и

социальном

в

человеке

для



характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности
подросткового возраста;



в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и
основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;



характеризовать
потребностей человека;




и

иллюстрировать

конкретными

примерами

группы

приводить примеры основных видов деятельности человека;

выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное
отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:



выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях,
связанных с деятельностью человека;




оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;

оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах
показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;



использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
межличностных конфликтов;

 моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия
группы на человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:


демонстрировать
на
примерах
общества, раскрывать роль природы в жизни человека;



взаимосвязь природы и

распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;



характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим;
оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

 различать экономические,
социальные,
явления и процессы общественной жизни;

политические,

культурные



выполнять несложные
познавательные
и практические
задания,
основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;



характеризовать экологический
кризис
как
человечества, раскрывать причины экологического кризиса;

глобальную

проблему



на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и
осуществлять на практике экологически рациональное поведение;



раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и
личность;

 конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:



наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных
сферах общественной жизни;



выявлять
общественных
направления общественного развития;





причинно-следственные
связи
явлений и характеризовать основные

осознанно содействовать защите природы;
характеризовать значение коррупции для состояния общественных отношений;

определять характер вреда, причиняемый общественным отношениям
коррупционным поведением граждан, должностных лиц;



определять и использовать социальные институты, обеспечивающие
противодействие коррупции;



выбирать корректную модель правомерного поведения в потенциально
коррупционных ситуациях
Социальные нормы
Выпускник научится:



раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и
поведения человека;





различать отдельные виды социальных норм;
характеризовать основные нормы морали;

критически осмысливать информацию морально-нравственного характера,
полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать
полученные данные; применять полученную информацию для определения
собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с
нравственными ценностями;

 раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры
проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;



характеризовать специфику норм права;



сравнивать нормы
особенности;





морали

и

права,

выявлять

их

общие

черты

и

раскрывать сущность процесса социализации личности;
объяснять причины отклоняющегося поведения;

описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося
поведения.
Выпускник получит возможность научиться:

 использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния
моральных устоев на развитие общества и человека;

 оценивать социальную значимость здорового образа жизни;
 выбирать корректную модель правомерного поведения в потенциально
коррупционных ситуациях.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:



характеризовать развитие
отдельных
выражать свое мнение о явлениях культуры;







областей

и

форм

культуры,

описывать явления духовной культуры;
объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
оценивать роль образования в современном обществе;
различать уровни общего образования в России;

находить и
извлекать
социальную
информацию
достижениях
и проблемах развития культуры из адаптированных
источников различного типа;



описывать духовные
ценности
собственное отношение к ним;

российского

народа

и

о

выражать




объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;




раскрывать роль религии в современном обществе;

учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей
профессиональной деятельности;
характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:



описывать процессы
достижений культуры;



создания,

характеризовать
основные
культуры в современных условиях;

сохранения,

направления

трансляции
развития

и усвоения
отечественной



критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких
направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:



описывать
социальную
структуру
в обществах
характеризовать основные социальные общности и группы;

разного

типа,



объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

 характеризовать ведущие направления социальной политики Российского
государства;









выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
описывать основные социальные роли подростка;
конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в
обществе;


раскрывать основные роли членов семьи;
 характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать
верные критерии для оценки безопасных условий жизни;



выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное
отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:



раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций
историзма;



выражать
и обосновывать
проблемам молодежи;

собственную

позицию

по

актуальным



выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с
различными способами разрешения семейных конфликтов;выражать собственное отношение
к различным способам разрешения семейных конфликтов;



формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ
жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности
жизнедеятельности;



использовать элементы
семейных конфликтов;

причинно-следственного

анализа

при

характеристике



находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной
политике из адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:









объяснять роль политики в жизни общества;
различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.

Выпускник получит возможность научиться:



осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в
укреплении нашего государства;



соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать
обоснованные выводы;



определять роль политических институтов в системе противодействия коррупции.
Гражданин и государство
Выпускник научится:

 характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть
органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;






объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
раскрывать достижения российского народа;
объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

называть и иллюстрировать
примерами
граждан, гарантированные Конституцией РФ;

 осознавать

значение

патриотической

основные

позиции

права

и свободы

в укреплении

нашего

государства;

 характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:

 аргументированно

обосновывать влияние
изменений на положение России в мире;

происходящих

в

обществе

 использовать знания и умения для формирования способности уважать права других
людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:




характеризовать систему российского законодательства;






характеризовать гражданские правоотношения;




характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;




конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;



раскрывать
образование;

раскрывать
особенности
несовершеннолетних;

гражданской

дееспособности

раскрывать смысл права на труд;
объяснять роль трудового договора;
разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых
отношениях;
характеризовать
правоотношений;
характеризовать
несовершеннолетних;
связь

особенности

специфику
права

на

уголовного

права

уголовной
образование

и

и

уголовных

ответственности
обязанности

получить



анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими,
семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях
определять признаки правонарушения, проступка, преступления;



исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и
интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить, извлекать и
осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных
источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять
полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков
других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:

 на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых
модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального
поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

 оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный
вклад в их становление и развитие;

 осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и
средствами;
понимать значимость правовых явлений для личности;
 выявлять
мотивы
коррупционного
поведения
и
определение
коррупционных факторов;
 осуществлять классификацию форм проявления коррупции;
 разграничивать коррупционных и схожих некоррупционных явлений в различных
сферах жизни общества;
 определять признаки коррупционных явлений в различных сферах жизни общества;
 характеризовать систему нормативных правовых актов, содержание которых связано с
противодействием коррупции;
 выявлять признаки основных коррупционных правонарушений; основные меры по
профилактике коррупции.
Экономика
Выпускник научится:

 объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
 различать основных участников экономической деятельности: производителей и
потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное
поведение субъектов экономической деятельности;

 раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
 характеризовать основные экономические системы, экономические явления и
процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об
экономических системах;

 характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать
действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

 объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать
структуру бюджета государства;

 называть и конкретизировать примерами виды налогов;

 характеризовать функции денег и их роль в экономике;
 раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
 анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа; анализировать несложные статистические данные,
отражающие экономические явления и процессы;

 формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных
вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный
опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников
экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и
предпринимательской деятельности;

 раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
 характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
 использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников
экономической деятельности;

 обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:

 анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую
информацию, получаемую из неадаптированных источников;

 выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием
состояния российской экономики;

 анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и
модели поведения потребителя;

 решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие
типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

 грамотно

применять полученные знания для определения
рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

экономически

 сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои
материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;

 выявлять основные коррупционные факторы в области экономических отношений.
При изучении учебных предметов общественно-научной направленности задача
развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной (для обучающихся
с расстройствами аутистического спектра приоритетной является задача социализации).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного.Индивид,
индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между
поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека.Особые
потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов
деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль
деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения.
Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества.
Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ.
Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность
международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства
связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.Современное российское общество, особенности его
развития. Коррупция как вызов и угроза нормальному состоянию современного общества. Негативные
последствия коррупционных факторов для общественных институтов. Коррупция - социально опасное
явление.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и
обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и
патриотизм. Уважение социального многообразия.Мораль, ее основные принципы. Нравственность.
Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило
нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в
жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и
различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.
Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научнотехнический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость
в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни
общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма
культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент
духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности.
Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность.
Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов
семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное
самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная
политика Российского государства.

Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки.
Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы
государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные
признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической
жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в
общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление.
Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Коррупционные правонарушения: виды, ответственность.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон
государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации.
Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы
государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его
основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской
Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство
Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской
Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения
органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и
гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.
Правомерное поведение - как жизненный ориентир и ценность. Развитое правосознание и высокий
уровень правовой культуры - основа свободы личности. Мотивы коррупционного поведения.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт.
Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие,
виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские
правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права
потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и
трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности
человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и
прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых
отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное
право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели
наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их
защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере
образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных
конфликтов. Политические гарантии защиты от коррупции: многопартийность, разделение властей,
свобода средств массовой информации; право граждан участвовать в управлении делами государства.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности,
ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление.
Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность.
Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических

систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка,
прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник.
Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике.
Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов,
функции, налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные
деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания:
банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья,
имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное
обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции
домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов
семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция. Экономические
издержки коррупции. Влияние коррупции на экономическую систему государства. Экономические
предпосылки коррупционных явлений.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6класс (35часов)

№

Наименование раздела

Всего
часов

Уроки

Тестовые
работы

Количество
КР

1.

Человек в социальном
измерении
Человек среди людей

10

9

1

1

11

10

1

Нравственные
основы
жизни
Итоговое повторение
Резерв.

10

7

2
2

2
2

2.
3.
4.
5.

Примерное
количество часов
на СР учащихся
1
1
1

7класс
(35часов)
№

Наименование раздела

Всего
часов

Уроки

Тестовые
работы

1.

12

12

1

15

14

1

1

3.
4.

Регулирование поведения
людей в обществе.
Человек в экономических
отношениях.
Человек и природа.
Итоговое повторение.

6
1

6
1

1
1

1

5.

Резерв.

1

2.

Количест
во КР

Примерное
количество
часов на
СР
учащихся

1
1
1

8 класс(35 часов)
№
1.
2.

3.
4.

5.
6.

Наименование
раздела
Личность и
общество
Сфера
духовной
культуры.
Экономика
Социальная
сфера
Итоговое
повторение
Резерв

Всего
часов
6

Уроки

Количество КР

6

Тестовые
работы
1

1

Примерное количество
часов на СР учащихся
1

8

5

1

1

1

12
6

12
6

1
1

1
1

1
1

2

2

Количество КР
1
1

Примерное количество
часов на СР учащихся
1
1

1

1

1

9 класс (34 часа)
№
1.
2.

Наименование
раздела
Политика
Право

3.

4.

Итоговое
повторение
Резерв

Всего
часов
12
18

Уроки
12
18

Тестовые
работы
1
1

4

4

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».